Аниме и манга

Блокировка Shikimori.org: последствия

К чуму приведёт блокировка Shikimori.org и дальнейшая эскалация конфликта между «пиратским» и «лицензионным» переводом? Попробую с этим разобраться.

Дисклеймер: всё написанное ниже является личным мнением автора. Я не стремлюсь никого обидеть или задеть. Если вы не согласны со сказанным, пожалуйста, проходите мимо.

16 мая 2019 года Мосгорсуд вынес решение о блокировке Shikimori.org, а также ещё 6 ресурсов (animeteatr.tv, animespirit.ru, big-anime.ru, animevost.in, adultmult.tv, yandere.tv). В деле упоминались, но не попали под блокировку: SovietRomantica, AnimeBest, Smotretanime и Animedia.

Сниме Гэлакси против Shikimori.org и ко (номер дела в Мосгорсуде)
Номер и категория дела против Shikimori в Мосгорсуде

Судебное дело разгорелось из-за аниме Charlotte; ООО «Синема Гэлакси» обвинило сайты в нелицензионном распространении сериала, на основании чего суд вынес решение о бессрочной блокировке всех упоминаемых ресурсов.

Казалось бы, ситуация с Shikimori — обычное дело о «пиратском контенте», что тут особенного?

Во-первых, Шики - это не про просмотр аниме. Это удобный и крутой форум для живого общения, анонсов сериалов и многого другого. Во-вторых, это активное сообщество, которое могло бы перейти к просмотру лицензионных тайтлов, но и-за агрессивной экспансии может продолжать смотреть аниме чисто ради принципа.

И самое главное — на момент блокировки на Shikimori.org уже была убрана возможность смотреть «легальный контент». Таким образом, это не просто «избавление от пиратов», сколько попытка захватить рынок, не считаясь с репутационными потерями.

Стоило ли это того? Об этом напишу в другой статье.

Зато можно сделать предварительные выводы. Блокировка Shikimori и других фанатских сайтов не помогла Wakanim и ко перетянуть потенциальных зрителей к себе. Существенного роста групп ВК точно не случилось (приблизительно 24 000 против 113 000 даже у Шики ВК, не говоря уже о страницах крупных аниме-порталов, иногда даже превышающих 500 000 участников).

И это при том, что в 2019 году группа «Шикимори» Вконтакте насчитывала 88 000 читателей!

Количество подписчиков Shikimori на 17 мая 2019 года
Количество подписчиков Шикимори (страница группы Shikimori.org в социальной сети «Вконтакте»)

Для сравнения: из-за политики ВК последних лет большой пласт пользователей ушёл на другие площадки, например, Telegram, Twitter, Instagram. Немало тех, кто даже не в курсе существования группы!

Оффтоп: опросил около 50 человек, пользующихся Shikimori, подписаны ли они на группу Вконтакте. На вопрос ответило 40, из них на Шики в ВК было подписано только 5. Не могу считать это «реальным показателем», но выглядит любопытно.

Для сравнение — количество подписчиков «Истари Комикс», в команде которых работает генеральный директор «Синема Гэлакси» Евгений Кольчугин, на 17 мая 2019 года составляло 51 000 человек.

Пример:

Количество подписчиков «Истари Комикс» на 17 мая 2019 года

Сейчас аудитория «Истари» и «Ваканим» суммарно не дотягивает даже до фан-группы Шики Вконтакте!

К чему приведёт дальнейшая эскалация конфликта?

Пираты всё чаще будут уходить в подполье, а пользователи — использовать VPN. Чем жёстче будут реагировать обладатели лицензии, тем меньше новой аудитории будет приходить смотреть аниме официально. Единственный «нормальный» вариант — вести диалог и предлагать лучший сервис на рынке. Тогда никакое бесплатное аниме пользователей переманивать не будет.

Можно ожидать закрытия десятков пиратских площадок или ухудшение доступа к ним. Например, только с VPN, как в своё время произошло с Shikimori.org. Это  уже данность, чем то, что действительно нужно прогнозировать.

Кто не перестанет пиратить аниме в любом случае?

Выскажу субъективное мнение: пиратить аниме не перестанут те, кто делает это принципиально (например, из-за несогласия с политикой «лицензионных порталов») и те, у кого не хватает средств на жизнь.

Тех, кто пиратит принципиально, будет много ровно до тех пор, пока блокировка сайтов со всей начинкой осуществляется без предложения альтернативы. Это лишь злит, а не прибавляет любви со стороны зрителей.

На счёт «не хватает денег» всегда можно сказать «найдите другую работу». Только вот не везде есть эта самая «нормальная работа», а если ты корячишься на 2-3 направлениях и тебе едва хватает этого на жизнь, то речи об «официально аниме» явно не идёт.

Поэтому можно сколько угодно обвинять пиратов, что "они крадут ваши деньги", но если у пользователей едва хватает средств на жизнь, оформлять платную подписку они не будут. А если у вас ещё и качество хромает, то объяснить им, почему им нужно что-то оформлять и смотреть легально, будет очень большой проблемой!

В чём главная проблема современной «борьбы с пиратством» в аниме индустрии?

Главная проблема борьбы с пиратством в аниме индустрии в России — то, что борются не с теми и не так. У сайтов разная аудитория и разная цель. У Ваканим, в конечном счёте, это получение прибыли. У Shikimori — просвещение и развитие сообщества, как и у многих пиратских фанатских сайтов.

Более того, на Шики реклама минимальна и ненавязчива (чаще всего — нацелена на продвижение аниме, а не на заработок, на большей части страниц сайта реклама полностью отсутствует), не требуется платная подписка или ещё какие-то опции, «вымогающие деньги» посетителя, поэтому яростные нападки на Shikimori.org выглядят как минимум безосновательно!

Shikimori 100% не «зарабатывает на пользователях миллионы», соответственно, для форума нет никакой пользы от конфронтации с «официальными поставщиками аниме» в России.

Вместо того, чтобы договориться о взаимопиаре, вместо поддержки и раскрутки небольших (изначально) ресурсов, которым нужно было отбить затраты на лицензии, создателям не пришло в голову ничего умнее, чем начать конфликтовать буквально со всеми в сети интернет. Я не могу назвать это никак иначе, чем абсолютно нелепой и бездарной политикой!

Я ничего не имею против лицензионной продукции, у меня самого на полке стоит больше 20 томиков манги, я хожу в кинотеатры на выходящее в прокат аниме, тем самым поддерживая издательства; тем более, я не имею ничего против самих переводчиков, это адский труд, и он должен оплачиваться.

Но меня коробит сам подход. Прикрываться громкими словами, кидая перчатку и судебные дела во всех несогласных, не пытаясь предложить альтернативу — это не выход.

О других недостатках лицензионного аниме в России.

В России «лицензионный» не синоним слова «качественный». Вспомним первые тома SAO от «Истари Комикс» и другие примеры ошибок перевода, озвучку Ваканим, ничем не отличающуюся от любительской (на 2018 год, с тех пор ситуация могла и измениться), субтитры Wakanim, которые вызывают очень много вопросов (сделанные опять же «Истари Комикс») и субтитры с грубыми ошибками в аниме у Кранчролл (другой пример — сериал «Fairy Tail», где имена переводились так, что лучше бы я этого не видел).

Пока качество сервиса не соразмерно стоимости и амбициям, а «пираты» делают всё тоже самое и лучше, и быстрее, зрителю нет никакого смысла переходить на «лицензионное аниме». Будете выдавать качество, превышающее на голову пиратские команды — будут вам и зрители, и ежемесячные выплаты.

Подчёркиваю: я не оправдываю «пиратские команды». Проблемы с переводом — больная сторона всей русской аниме индустрии, а не только Ваканим\Кранчролл. Вот один пример с подробным разбором.

В глобальном плане "корень зла" не в небольшом количестве лицензированных аниме, но в том, что большая часть не видит и не слышит разницы!

И это не единственная причина, отталкивающая зрителей. Речь пойдёт о том, что больно бьёт по всему рунету — о цензуре.

Модерация на Shikimori.org затрагивает лишь очевидные вбросы, троллинг, оскорбления; высказывать же своё мнение, в том числе и нелицеприятное, вполне допустимо. Читатели видят всё: и негатив, и позитив, и могут сами решить, смотреть ли им аниме, читать ли мангу и ранобэ. Это правильный подход!

Другая ситуация с лицензионными порталами. Возьму для примера «Истари Комикс».

Евгений Кольчугин судится со всеми, кто хоть как-то угрожает деловой репутации «Истари». В целом, это похвально и правильно, когда не доходит до абсурда. Но ладно бы дело ограничивалось лишь этим — подтираются все негативные мнения о издательстве или косяках перевода, делается всё, чтобы выставить себя в лучшем свете.

Такой подход адекватным назвать очень сложно.

Более того, «Истари» выпиливает из сети даже фанатские переводы, сделанные задолго до получения лицензии на то или иное аниме, а альтернативу удалённым текстам представляют спустя года.

Если сама по себе практика удаления «пиратского» контента и замены его на «лицензионный» не несёт в себе чего-либо негативного, то срок ожидания «лицензии» неоправданно долог и ничем не мотивируется.

Простой пример: одна из самых популярных серий ранобэ в России - SAO. В 2019 году вышел 21 том "Sword Art Online: Алисизация". Его можно купить в Японии, прочитать на английском, существуют фанатские переводы на русский язык.

Был ли перевод 21 тома в середине 2019 года у «Истари Комикс»? Нет.

Почему в Европе и Америке успевают сделать перевод спустя пару месяцев после получения лицензии? Почему цены на товары остаются на доступном для обычных граждан уровне?

Вы можете сказать, что на американском рынке в стриминговых сервисах, где предусмотрена покупка манги онлайн, электронные версии будут стоить по 10-16$ (например, в приложении Crunchroll), а покупка бумажных изданий — спокойно доходить до 25$.

Но ведь вы согласитесь, что уровень зарплат в США намного выше, чем в России? И при этом квалифицированный работник получает в среднем 25$ и выше за час работы. Мигрант — от 5 до 9$.

Да, среднестатистический американец может отдать больше половины своей заработной платы на страховку и налоговые выплаты, жильё и кредиты, но когда ты получаешь от 3000-4000$ в месяц, всё равно эта цена является адекватной.

Для сравнения — это в среднем составляет 1\160 и менее от заработной платы (если вы не мигрант, но им и в России тоже живётся не сказать, что хорошо, чтобы было время о манге думать), т.е. применяя для России аналогию по соотношению «уровень зарплат/уровень цен», стоимость одного томика манги будет колебаться от 125 до 200 рублей.

И это я ещё не беру специалистов с высоким уровнем ЗП, высокотехнологичные профессии, сферу здравоохранения! Но если вас и это не убедило, давайте пойдём дальше!

Можно кивать на национальный колорит, на разницу в зарплатах и штате, но почему бы не взглянуть на ситуацию с лицензированием и продажей манги в стране, без которой мы бы не знали и самого слова «Аниме» — в Японии?

Большую часть манги можно купить как в печатном, так и в электронном виде. Помимо свежих, ещё запечатанных изданий, вы можете пойти в небольшие магазинчики, продающие мангу «из вторых рук», которая будет стоить в разы дешевле; активно издаются додзинси, зачастую даже пародирующие или использующие элементы из чужих произведений (причём без блокировок, заметьте!), да и стоимость манги\ранобэ более чем демократична.

С мангой в электронном виде, впрочем, пока есть нюансы — некоторые издательства, да и мангаки в целом, до ужаса консервативны и не очень-то горят публиковаться в сети. Тем не менее, Япония больше всех стран в мире развивает интернет-коммуникации, поэтому даже такие «динозавры» постепенно осваивают новые возможности.

Средняя цена колеблется от 50 до 150-300 рублей, что намного дешевле, чем в России.

Отчасти сравнивать мангу в России (от 350 рублей и более, даже без учёта доставки) с мангой в Японии (от 50-100 рублей) не совсем равноценно, так как в стране восходящего солнца аудитория намного больше — манга издаётся и покупается миллионными тиражами, да и печатаются издания чаще всего на дешёвой бумаге.

Это не отменяет тот факт, что покупать мангу с дикой наценкой (даже с учётом затрат переводчиков и качества печати) и ждать перевода годами — не то, что хотел увидеть читатель с появлением «лицензированной» манги в РФ. Всё это вместе с отношением «вы все пираты» вместо заманивания плюшками потенциальных покупателей — не только характеризует издательство не с лучшей стороны, но и отталкивает тех, кто готов покупать бумажные издания.

Политика издания не остановит настоящего коллекционера. Но согласитесь, это всё равно неприятно?

И нет, я не считаю, что 350 рублей за том манги — это дорого. Сейчас, когда книги стоят от 500-700 рублей, это по-прежнему демократичная цена; другое дело, что в стране, которая находится у нас под боком, с уровнем зарплат выше, чем в России, где практически всё дороже, читать выходит намного дешевле, чем в некогда «самой читающей стране мира», где зарплаты в среднем не превышают 20 000 рублей.

Это чертовски обидно, знаете ли.

И в данном случае я не беру ЗП, нарисованную с потолка, или цены для круто оплачиваемых специалистов — в любой категории в регионах может быть заработная плата и выше 100 000 рублей, и ниже 15 000.

В Приморье, например, на некоторых сайтах пишут «средняя зарплата выше 70 000», но по факту, если смотреть и на статистику по востребованным профессиям 2019 года (ЗП — от 16 до 35 000 рублей), и на вакансии от центров занятости по городам (например, Находки) — с заработной платой от 15 до 35 000 рублей — получается абсолютно другая картина, которая не внушает особой радости.

Особенно в том ключе, что если где-то указан максимум — это не значит, что вы когда-либо будете его получать, что вам не будут срезать ЗП штрафами и неустойками, не будут доплачивать чисто премиальными, которые хорошо если получит 10-я часть сотрудников.

Но не буду про Россию, здесь вы и без меня прекрасно знаете сложившуюся ситуацию.

Про цены в Японии куда лучше рассказал Сыендук, посмотреть его видео будет куда практичней ещё одной тысячи слов:

промотав до 3:33, вы увидите пример цен на мангу в Японии. Автор видео — Сыендук, за что ему огромное человеческое спасибо )

Пример цен на мангу в Японии из видео, специально для Лиги Лени:

Сравнение стоимости манги в Японии и в России на 2018-2019 года
Цена на мангу в Японии — целая полка по 100 йен

На скриншоте выше манга по 100 иен. В пересчёте это порядка 59 рублей (по состоянию на 17 мая 2019 года).

Ладно, с ценами разобрались. А что там с ожиданием?

У «Истари Комикс» последний переведённый том у уже упоминаемой мной «Алисизации» — 16-й («Взрыв»). Том вышел на свет ещё 8 августа 2015 года! При этом в «Истари Комикс» до сих пор не перевели не то что 21, но даже 17 том «Алисизации»!

В оправдание могу сказать, что права на ранобэ были выкуплены всего лишь чуть более, чем 2 года назад и возможно, для новых серий тоже нужно договариваться о лицензии - я не знаю о таких нюансах и не могу быть 100% справедливым и беспристрастным.

Если дело не в лицензии, то 2 года и более — достаточный период для создания переводов и издания недостающих томов. Да и зарубежные компании ухитряются сделать перевод в сжатые сроки, даже когда дело касается известных проектов. Но не буду о наболевшем.

Поправка. Хоть я и считаю, что перевод идёт до ужаса медленно, но это не отменяет того, что переводчики делают титанический труд, их стараниями можно и нужно восхищаться!

Негатив вызывает удаление фанатских переводов, дающих хоть какую-то возможность ознакомиться с произведением, что в данном случае выглядит актом бессмысленной цензуры.

По сравнению с аниме, пиратские переводы манги и ранобэ чаще блещут ошибками и неточностями. Кроме того, настоящий ценитель при любом удобном случае купит себе томик-другой любимой манги, а «пиратство» в данном случае вообще не бьёт по индустрии.

Зато действия по цензурированию всего и вся могут оттолкнуть часть аудитории, которая вместо ознакомления с первоисточником и заказа уже лицензированной манги\ранобэ пойдёт читать что-либо другое.

Развивает ли всё вышеперечисленное интерес к манге и ранобэ в России? Помогает ли продажам? Нет!

Те, кто хочет прочитать мангу и не готов её покупать, всё равно прочитают и не купят. Те, кому манга понравилась, будут готовы её купить. Есть исследования, показывающие, как пиратство увеличивает продажи манги, если речь идёт о законченных произведениях.

Тоже самое касается игр и музыки!

Разве вы бы не сходили посмотреть на большом экране любимые аниме, будь они хоть 10 раз доступны в пиратском переводе? Или аниме, которые вы смотрели на дисках, продаваемых из-под полы в подземном переходе?

Лично я бы с радостью сходил, причём даже не один раз!

Таких людей — множество. Пока нет системы, которая позволит быстро и за разумные деньги ознакомиться как с новинками, так и с классикой аниме\манги\ранобэ; пока издательства ведут «непримиримую борьбу с ветряными мельницами», вместо того, чтобы разобраться с корнем проблем, устраняя следствие, не будет каких-либо позитивных итогов.

Будет лишь уход сообщества в подполье, регресс, который никому не нужен и абсолютно лишён смысла. Это лишь одно из глобальных последствий блокировки Shikimori.org.

Вернёмся к началу статьи, к самой блокировке Shikimori. Так ли она правомерна?

Аниме "Шарлотта" было недоступно для просмотра на Shikimori.org до блокировки по решению Мосгорсуда
Шарлотта — аниме, из-за которого заблокировали Shikimori.org

Скриншот сделан задолго до блокировки Shikimori в России. Как видите, на сайте невозможно было посмотреть аниме, за которое форум был заблокирован.

Более того, на Shikimori плашка блокировки работала перманентно, для всех пользователей без исключения — и тех, кто смотрел аниме из других стран, и тех, кто пользовался VPN либо прокси (по крайней мере, с июля-августа 2018 года, раньше не проверял).

Соответственно, главная претензия — размещение и доступ к аниме «Шарлотта», не имеет под собой весомых оснований. С этим согласен даже суд:

Отсутствие "Шарлотты" на Shikimori суд не отрицает, но всё равно блокирует портал
Суд не обнаружил «пиратское» аниме на сайтах, но всё равно заблокировал Shikimori

Фактически, суд заблокировал Шики даже не за факт нарушения, а скорее за «возможное нарушение». Это можно сравнить с тем, как в неблагополучном районе начали собирать всех жителей и отправлять на зону, мотивируя всё той причиной, что «они же могут совершать преступления».

Или как будто в дом забрался паук, а вместо того, чтобы его поймать и вынести в банке на улицу, вы взяли и сожгли весь квартал.

Другое сравнение — показательные аресты за то, что ты «неправильно думаешь». Добро пожаловать в 1984!

Да, я утрирую; насколько решение мотивировано и оправдано — решать самим владельцам порталов и суду, а не случайному зрителю.

Помимо этого, суд упоминает, что размещалось ещё одно аниме («Твоя апрельская ложь»), которое можно было посмотреть свободно. Данный случай я не проверял, как подтвердить, так и опровергнуть не могу.

Есть и другие спорные моменты. Например, представители REG.RU (хостинг-провайдера для одного из заблокированных сайтов) утверждают, что не получали письменных уведомлений от истца о нарушении его прав:

Не только блокировка Shikimori вызывает вопросы, но и отсутствие письменного предупреждения сайтов\хостингов о нарушениях
Представители REG.RU указывают, что не получали письменных предупреждений, что вызывает дополнительные вопросы к законности блокировки аниме-порталов

Подробности о деле вы можете почитать в текстовом документе, прикреплённом на странице Мосгорсуда, а также в подробной статье на сайте Роскомсвобода.

По сути дела, Shikimori делал всё тоже самое, что и Рутрекер много лет назад — блокировал аниме по требованию правообладателя в ущерб посетителям (перманентный запрет на просмотр, действующий даже на тех, кто смотрит аниме из Европы — это сильно), рекламировал аниме, лицензированные — минуточку! — «Истари Комикс» и Wakanim, т.е. делал всё, чтобы оставаться в правовом русле.

Последнее стоит отметить отдельно: когда это было выгодно «Истари», реклама размещалась на таких порталах, как Шикимори, была не раз и не два, и даже далеко не один месяц, не вызывая никаких вопросов о «законности» ресурса, через который собирается новая аудитория.

Как только ресурс стал «неудобным» — на него оформили судебный иск. Блистательное решение, не правда ли?

Причём аудитория Shikimori и других сайтов сделала немалую долю продаж для «Истари». И что в итоге получили? Страйк в спину? Такой подход — возможно, даже без предварительной попытки хоть что-либо согласовать, как следует из слов представителей REG.RU, — выглядит крайне мерзко.

Прошёлся по сети и понял, что «двойные стандарты» уже не раз используются, чтобы карать неугодных. На сайте «Про фандаб» выложено целое расследование на эту тему, состоящее из 3-х частей (часть 1, часть 2, часть 3, добавляю специально для тех, кто ещё не устал читать этот текст).

Доверять расследованию или нет - решать вам. По сравнению с судом или Роскомсводобой, фандаб-проекты - ангажированная сторона и могут перетягивать одеяло на себя. 

Почему проблемы с Shikimori и другими сайтами негативно повлияют на всю аниме индустрию в России?

В России не так много крупных аниме сообществ, которые развиваются самими пользователями, переводят новости и пишут отзывы, а не выкладывают очередную порцию картинок из Интернета.

С запретом крупных сообществ и без развития новых, аниме индустрия в России откатывается назад, к временам стихийных анимок и закрытых групп.

Репутация порталов с лицензированными аниме, ранобэ и мангой падает, что вызывает лишь новый виток пиратства; в худшем случае может быть сильное падение количества просмотров и уход Ваканим\Кранчролл с рынка (хотя в такое развитие ситуации я не верю).

Вместо объединения во благо общих интересов, будет возникать новая интернет-война, где по-хорошему нет правых и виноватых; от споров в сети никому не станет лучше, это будет бессмысленной тратой времени и сил.

Самый апокалиптический прогноз звучит так:

Негатив и взаимные обвинения помешают набору новых переводчиков и изданию как авторской, так и зарубежной манги в России. Падение просмотров и продаж уменьшит количество новых лицензий и замедлит выпуск манги по существующим. Жёсткий прессинг убавит до нуля количество желающих заниматься субтитрами или озвучкой, соответственно, вместо тысяч томов манги и сотен серий аниме будет переводиться десяток-другой самых популярных, а это повлияет на всех анимешников, вне зависимости от того, «пираты» они или нет.

Но не стоит пугаться. По факту, ничего разрушительного и непоправимого для индустрии не случится, ведь подобные «прогнозы» ничуть не лучше баек про «конец света».

Как заливались «пиратские переводы», так и будут заливаться (пример — перевод телевизионных и стриминговых сериалов, который отсеял часть переводчиков, но большая часть команд не бросила создание субтитров даже несмотря на жёсткий прессинг и постоянные блокировки), будут писаться статьи и новости.

А вот единство, к которому сообщество могло бы прийти, стало ещё более эфемерной фикцией. Конструктивный диалог между правообладателями и зрителями, с пиратской прослойкой посередине, не будет достигнут.

Пока развитие сообщества утыкается в то, что кроме самих ценителей аниме, никто не занимается развитием индустрии, пиратство будет закономерным шагом.

«Итари Комикс» может утверждать обратное, но увы, блокировки и удаление контента, цензура и некрасивое поведение — это однозначно не те кирпичики, из которых складывается то, что можно назвать «сообществом».

Блокировка Shikimori.org и высказывание про это со стороны "Истари Комикс"
Высказывание «Истари Комикс» о причинах блокировки Shikimori

Разумное будущее у индустрии есть. Но я не уверен, что в этом будущем есть место таким порталам.

Итог блокировок не приблизит «лицензионный век» в России и не несёт никакой положительной информации. У меня всё.

Что ждёт Shikimori.org после блокировки?

Во-первых, на Shikimori пошли дальше Рутрекера: было создано зеркало сайта, на котором возможность просмотра видео была полностью удалена.

На зеркале в полном объёме доступны все имеющиеся ачивки, базы просмотренных аниме, комментарии, отзывы; таким образом, Shikimori имеет версию сайта, которая полностью соответствует законодательству РФ и подойдёт всем, кто любил сайт в первую очередь из-за форума.

Во-вторых, сайт размещён на зарубежной площадке, поэтому риск разделегирования домена равен нулю, функционированию Shikimori.org ничего не угрожает.

В-третьих, блокировка Shikimori и крупных аниме сообществ повлияет на тех, кто осуществляет блокировку ресурсов. Репутационные потери снижают уровень доверия, низкий уровень доверия = уменьшение объёма продаж.

В-четвёртых, недовольные политикой "запретов", люди чаще будут выкладывать аниме, ранобэ и мангу в открытый доступ. Массовым явлением это вряд ли станет, а вот эффективным "партизанским методом" - вполне возможно. Хотя я надеюсь, что всё скоро утихнет и до обострения конфликта дело не дойдёт.

Зато можно прогнозировать рост аудитории Shikimori. Как и в случае с VPN, который использовали единицы до начала глобальных блокировок, Шики может словить свою волну хайпа. Да что там, уже словил — статьи на Пикабу, DTF, в блогах и социальных сетях 100% приведут на сайт любопытных.

Не на заблокированный ресурс, так на зеркало, в Telegram или группу Вконтакте. Так сказать, спасибо за пиар. )

О том, что блокировка абсолютно не на что не влияет, а даже помогает развитию проекта, можно говорить на примере Telegram. В октябре 2018 года аудитория мессенджера в России составляла 3,4 миллиона человек, а в апреле 2019 — 10,9 миллиона человек. По этому пойти может пойти и shikimori!

То есть активная блокировка мессенджера не только не уменьшила, но и увеличила аудиторию Telegram в 3,2 раза!

Заблокированный много лет назад Рутрекер также прекрасно себя чувствует, как и раньше; мессенджер, на борьбу с которым выделяют миллиарды, по-прежнему на плаву и становится всё более популярным.

Так ответьте мне: есть ли то, чего стоит опасаться Shikimori? Есть ли хоть что-то, что может помешать будущему сайта?

На этот вопрос отвечу сам. Аниме-сообщество, как и все заблокированные ресурсы, не падёт после удара цензуры, станет лучше и интересней, взрастит аудиторию и научится не доверять тем, кто льёт мёд в уши.

Но никто, к сожалению, не отменяет самоцензуры и страха. Самое печальное в этом — лицензионные порталы при всех их потугах заменить «пиратов» не смогут. Причём ни в ближайшее время, ни даже в течении следующих 3-5 лет. Слишком велик объём аниме без лицензий и слишком мало профита.

Понравилась статья? Поддержите автора донатом!

Делитесь публикацией с друзьями, пишите комментарии и подписывайтесь в Twitter, Boosty, Unsplash, Gumroad, чтобы первыми видеть всё самое интересное!

Читайте также:

Фотограф, гик, ретушёр.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Написать: