Аниме,  Разное

Блокировка Shikimori.org: последствия

Почему блокировка Shikimori.org плоха для всей аниме индустрии в России? Каковы будут последствия? Детальный разбор.

16 мая 2019 года Мосгорсуд вынес решение о блокировке Shikimori.org, а также ещё 6 ресурсов (animeteatr.tv, animespirit.ru, big-anime.ru, animevost.in, adultmult.tv, yandere.tv). В деле упоминались, но не попали под блокировку: SovietRomantica, AnimeBest, Smotretanime и Animedia.

Сниме Гэлакси против Shikimori.org и ко (номер дела в Мосгорсуде)
Номер и категория дела против Shikimori в Мосгорсуде

Судебное дело разгорелось из-за аниме Charlotte; ООО «Синема Гэлакси» обвинило сайты в нелицензионном распространении сериала, на основании чего суд вынес решение о бессрочной блокировке всех упоминаемых ресурсов.

Директор «Синема Гэлакси» — Евгений Кольчугин, фактически главное лицо «Истари Комикс», издательства, занимающегося переводом и публикацией манги и ранобэ, а также представитель Ваканим в России.

Казалось бы, ситуация с Shikimori — обычное дело о «пиратском контенте», что тут особенного?

Во-первых, форум Shikimori.org — не столько площадка для просмотра аниме, сколько место, где можно поделиться своим мнением, почитать обзоры и рецензии. Поэтому блокировка затрагивает не отдельных зрителей, а огромный пласт сообщества!

Почему это так?

Посмотрите на основные возможности сайта: на Shikimori.org (в дальнейшем — «Шики») можно отслеживать выход новинок, создавать новости, группы, клубы по интересам, страницы с авторским оформлением и списком тайтлов, получать ачивки, устраивать соревнования, участвовать в дискуссиях о любимых аниме, заполнять профили сериалов и делать много иных вещей, которые наполняют сердце фанатов радостью.

Но это ещё не всё!

На Шики появляются свежие новости и переводы про аниме, JRPG, мангу и ранобэ; более того, сообщество является универсальным источником информации про все новинки, где можно узнать подробности о любимом сериале\манге, даже не смотря и не читая их!

Первоначально Шики являлся практически полным аналогом MAL (MyAnimeList), активно развиваемого зарубежного аниме-форума. В России нет ничего настолько крупного, за исключением разве что WorldArt, но последний не настолько многообразен и не нацелен только на аниме индустрию.

В последствии Шики соединил в себе лучшие черты «Кинопоиска», форума, трекера и новостного портала, благодаря чему одна лишь группа «Шикимори» Вконтакте насчитывает 88 000 читателей!

Количество подписчиков Shikimori на 17 мая 2019 года
Количество подписчиков Шикимори (страница группы Shikimori.org в социальной сети «Вконтакте»)

И это количество подписчиков только в социальной сети «Вконтакте», а большая часть тех, кто пользуется Шики, может быть даже не в курсе о существовании группы!

Оффтоп: опросил около 50 человек, пользующихся Shikimori, подписаны ли они на группу Вконтакте. На вопрос ответило 40, из них на Шики в ВК было подписано только 5. Не могу считать это «реальным показателем», но я и сам до событий 16-го мая о существовании группы не знал.

Выводы делайте сами. )

Для сравнение — количество подписчиков «Истари Комикс», в команде которых работает генеральный директор «Синема Гэлакси» Евгений Кольчугин, на 17 мая 2019 года составляет 51 000 человек.

Пруф:

Количество подписчиков «Истари Комикс» на 17 мая 2019 года

При этом сообщество Shikimori, с точки зрения обвинения, — «злостные пираты». Поэтому нет ничего удивительного, что Евгений Кольчугин и «Истари Комикс», позиционирующие себя, как «рыцари в белых перчатках, спасающие Россию от пиратства», вышли на тропу войны.

Update от 24.08.2019

Прошло 3 месяца. Морр закручивает новые гайки, договорившись с Кольчугиным. Что же — это его выбор, хотя как по мне, это не очень-то и красиво. Но я пришёл рассказать вам совсем не о том. Как вы думаете, насколько выросла база «Истари» и «Шикимори» после «изгнания пиратского контента» и «блокировки сайта» соответственно?

О долговременном прогнозе речи не идёт. Но в конце августа на "Истари" подписалось всего лишь 1400 человек, а на "Шики" в тоже самое время - почти 13 000. Сравните сами: сообщество, которое пытаются всячески ограничить, не поставляющее аниме (лишь новости, трейлеры, достаточно редкие заметки), без рекламы, без пиара сторонними ресурсами (даже здесь я пишу лишь по той причине, что много лет пользовался shikimori, да и буду пользоваться дальше, правда, уже как форумом), и то развивается намного лучше, чем уникальный коммерческий проект, делающий полезное дело.

И сейчас я говорю без сарказма. При всём моём негативном отношении к «Истари», лицензировать и издавать мангу — огромный труд. За это (но никак не за поведение!) огромное им спасибо.

А что, если посмотреть на другие фандаб\фансаб проекты? Не говоря уже о группах аниме-тематики?

AniDUB - официальная группа сообщества: 506 000 человек. AniDUB (страничка с аниме, не ведущаяся с 2017 года!) - 52 900 человек, что превышает количество подписчиков "Истари" даже в конце августа 2019 года, после всех компаний за сбор ресурсов и "борьбы с пиратством"! Да это реально уже не смешно! А вот другой пример - AnimeVost - 380 000 подписчиков. Даже локальная группа переводчиков - SovetRomantica - и то имеет 61 700 подписчиков!

Быть может, Wakanim плохо старается, а? Или если считать всех своих потенциальных клиентов негодяями, то они не очень-то к вам пойдут?

Ведь если бы с ними всё было так уж радужно и прекрасно, что развивалось лучше — ресурс, продвигаемый за деньги, коммерческий продукт, который реально вкладывается в рекламу и продвижение, или что-то, что делается просто с любовью к подписчикам? Вывод напрашивается не в пользу «бесплатных» ресурсов. Да только вот политика «рыцарей в белых перчатках» отталкивает анимешников настолько, что и аудитория «Истари» практически не растёт.

Но это лишь краткосрочный прогноз, посмотрим, что будет дальше. Быть может, подобно Cruncroll, "Истари" (а вместе с ним - Wakanim, который пока больше всего страдает из-за подобных инициатив) откажутся от наивной "игры в песочнице" с попытками кого-то покарать, сосредоточившись вместо этом на создании интересных для пользователей площадок и адекватном ценообразовании. Тогда и "пиратство" не будет сколько-либо серьёзной проблемой, имхо.

Сама «борьба с пиратством» не лишена смысла, но вы не видите здесь некое несоответствие?

Дело не в количестве подписчиков. Сравнение «объёма аудитории» здесь вообще не принципиально и служит лишь демонстрацией известности в России. У сайтов и групп разная цель. У Истари, в конечном счёте, это получение прибыли. У Шики — просвещение и развитие сообщества, у пиратских ресурсов (хотя бы изначально) — всё обстояло точно так же.

Более того, на Шики реклама минимальна и ненавязчива (чаще всего — нацелена на продвижение аниме, а не на заработок, на большей части страниц сайта реклама полностью отсутствует), не требуется платная подписка или ещё какие-то опции, «вымогающие деньги» посетителя, поэтому яростные нападки на Shikimori.org выглядят как минимум безосновательно!

Шики 100% не «зарабатывает на пользователях миллионы», соответственно, для форума нет никакой пользы от конфронтации с «официальными поставщиками аниме» в России.

Публикует ли «Истари Комикс» новости о аниме? Рассказывает ли о новинках, кроме редких колонок на сайте? Формирует ли огромную базу отзывов и рецензий, заполняет ли списки персонажей? Нет!

«Истари Комикс» занимается именно переводами и продажей мерча, фигурок, манги и ранобэ.

Я ничего не имею против лицензионной продукции, у меня самого на полке стоит больше 20 томиков манги, я хожу в кинотеатры на выходящее в прокат аниме, тем самым поддерживая издательства; тем более, я не имею ничего против самих переводчиков, это адский труд, и он должен оплачиваться.

Но меня коробит сам подход. «Истари» не работает на сообщество, издательство работает на себя. И прикрываться громкими словами, кидая перчатку и судебные дела во всех несогласных, не пытаясь предложить альтернативу — это не выход.

Издательств, которые переводят мангу, очень мало. При этом, как бы мне не хотелось читать качественно переведённую мангу в печатном виде, поддерживать регулярно подрывающих «кредит доверия» «Истари Комикс» не возникает абсолютно никакого желания.

Регулярные проблемы, а теперь ещё и безосновательные нападки, вызвавшие бойкот, объявленный после суда только в одном сообществе (между прочим, более 2700 комментариев только в одной ветке!), — всё это не способствует восприятию «Истари» в качестве какого-либо «двигателя прогресса».

Тем более, что в России «лицензионный» не синоним слова «качественный». Вспомним первые тома SAO от «Истари Комикс» и другие примеры ошибок перевода, озвучку Ваканим, ничем не отличающуюся от любительской (на 2018 год, с тех пор ситуация могла и измениться), субтитры Wakanim, которые вызывают очень много вопросов (сделанные опять же «Истари Комикс») и субтитры с грубыми ошибками в аниме у Кранчролл (другой пример — сериал «Fairy Tail», где имена переводились так, что лучше бы я этого не видел).

Пока качество сервиса не соразмерно стоимости и амбициям, а «пираты» делают всё тоже самое и лучше, и быстрее, зрителю нет никакого смысла переходить на «лицензионное аниме». Будете выдавать качество, превышающее на голову пиратские команды — будут вам и зрители, и ежемесячные выплаты.

При этом я не оправдываю «пиратские команды». Проблемы с переводом — больная сторона всей русской аниме индустрии, а не только Ваканим\Кранчролл. Вот один пример с подробным разбором.

В глобальном плане «корень зла» даже не в небольшом количестве лицензированных аниме, но в том, что большая часть не видит и не слышит разницы!

И это не единственная причина, отталкивающая зрителей. Речь пойдёт о том, что больно бьёт по всему рунету — о цензуре.

Модерация на Shikimori.org затрагивает лишь очевидные вбросы, троллинг, оскорбления; высказывать же своё мнение, в том числе и нелицеприятное, вполне допустимо. Читатели видят всё: и негатив, и позитив, и могут сами решить, смотреть ли им аниме, читать ли мангу и ранобэ. Это правильный подход!

Другая ситуация с «Истари Комикс». Евгений Кольчугин судится со всеми, кто хоть как-то угрожает деловой репутации «Истари». В целом, это похвально и правильно, когда не доходит до абсурда. Но ладно бы дело ограничивалось лишь этим — подтираются все негативные мнения о издательстве или косяках перевода, делается всё, чтобы выставить себя в лучшем свете.

Такой подход адекватным назвать очень сложно.

Более того, «Истари» выпиливает из сети даже фанатские переводы, сделанные задолго до получения лицензии на то или иное аниме, а альтернативу удалённым текстам представляют спустя года.

Если сама по себе практика удаления «пиратского» контента и замены его на «лицензионный» не несёт в себе чего-либо негативного, то срок ожидания «лицензии» неоправданно долог и ничем не мотивируется.

Простой пример: одна из самых популярных серий ранобэ в России — SAO. В 2019 году вышел 21 том «Sword Art Online: Алисизация». Его можно купить в Японии, прочитать на английском, существуют фанатские переводы на русский язык.

Есть ли перевод 21 тома у «Истари Комикс»? Нет.

Почему в Европе и Америке успевают сделать перевод спустя пару месяцев после получения лицензии? Почему цены на товары остаются на доступном для обычных граждан уровне?

Вы можете сказать, что на американском рынке в стриминговых сервисах, где предусмотрена покупка манги онлайн, электронные версии будут стоить по 10-16$ (например, в приложении Crunchroll), а покупка бумажных изданий — спокойно доходить до 25$.

Но ведь вы согласитесь, что уровень зарплат в США намного выше, чем в России? И при этом квалифицированный работник получает в среднем 25$ и выше за час работы. Мигрант — от 5 до 9$.

Да, среднестатистический американец может отдать больше половины своей заработной платы на страховку и налоговые выплаты, жильё и кредиты, но когда ты получаешь от 3000-4000$ в месяц, всё равно эта цена является адекватной.

Для сравнения — это в среднем составляет 1\160 и менее от заработной платы (если вы не мигрант, но им и в России тоже живётся не сказать, что хорошо, чтобы было время о манге думать), т.е. применяя для России аналогию по соотношению «уровень зарплат/уровень цен», стоимость одного томика манги будет колебаться от 125 до 200 рублей.

И это я ещё не беру специалистов с высоким уровнем ЗП, высокотехнологичные профессии, сферу здравоохранения! Но если вас и это не убедило, давайте пойдём дальше!

Можно кивать на национальный колорит, на разницу в зарплатах и штате, но почему бы не взглянуть на ситуацию с лицензированием и продажей манги в стране, без которой мы бы не знали и самого слова «Аниме» — в Японии?

Большую часть манги можно купить как в печатном, так и в электронном виде. Помимо свежих, ещё запечатанных изданий, вы можете пойти в небольшие магазинчики, продающие мангу «из вторых рук», которая будет стоить в разы дешевле; активно издаются додзинси, зачастую даже пародирующие или использующие элементы из чужих произведений (причём без блокировок, заметьте!), да и стоимость манги\ранобэ более чем демократична.

С мангой в электронном виде, впрочем, пока есть нюансы — некоторые издательства, да и мангаки в целом, до ужаса консервативны и не очень-то горят публиковаться в сети. Тем не менее, Япония больше всех стран в мире развивает интернет-коммуникации, поэтому даже такие «динозавры» постепенно осваивают новые возможности.

Средняя цена колеблется от 50 до 150-300 рублей, что намного дешевле, чем в России.

Отчасти сравнивать мангу в России (от 350 рублей и более, даже без учёта доставки) с мангой в Японии (от 50-100 рублей) не совсем равноценно, так как в стране восходящего солнца аудитория намного больше — манга издаётся и покупается миллионными тиражами, да и печатаются издания чаще всего на дешёвой бумаге.

Это не отменяет тот факт, что покупать мангу с дикой наценкой (даже с учётом затрат переводчиков и качества печати) и ждать перевода годами — не то, что хотел увидеть читатель с появлением «лицензированной» манги в РФ. Всё это вместе с отношением «вы все пираты» вместо заманивания плюшками потенциальных покупателей — не только характеризует издательство не с лучшей стороны, но и отталкивает тех, кто готов покупать бумажные издания.

Политика издания не остановит настоящего коллекционера. Но согласитесь, это всё равно неприятно?

И нет, я не считаю, что 350 рублей за том манги — это дорого. Сейчас, когда книги стоят от 500-700 рублей, это по-прежнему демократичная цена; другое дело, что в стране, которая находится у нас под боком, с уровнем зарплат выше, чем в России, где практически всё дороже, читать выходит намного дешевле, чем в некогда «самой читающей стране мира», где зарплаты в среднем не превышают 20 000 рублей.

Это чертовски обидно, знаете ли.

И в данном случае я не беру ЗП, нарисованную с потолка, или цены для круто оплачиваемых специалистов — в любой категории в регионах может быть заработная плата и выше 100 000 рублей, и ниже 15 000.

В Приморье, например, на некоторых сайтах пишут «средняя зарплата выше 70 000», но по факту, если смотреть и на статистику по востребованным профессиям 2019 года (ЗП — от 16 до 35 000 рублей), и на вакансии от центров занятости по городам (например, Находки) — с заработной платой от 15 до 35 000 рублей — получается абсолютно другая картина, которая не внушает особой радости.

Особенно в том ключе, что если где-то указан максимум — это не значит, что вы когда-либо будете его получать, что вам не будут срезать ЗП штрафами и неустойками, не будут доплачивать чисто премиальными, которые хорошо если получит 10-я часть сотрудников.

Но не буду про Россию, здесь вы и без меня прекрасно знаете сложившуюся ситуацию.

Про цены в Японии куда лучше рассказал Сыендук, посмотреть его видео будет куда практичней ещё одной тысячи слов:

промотав до 3:33, вы увидите пример цен на мангу в Японии. Автор видео — Сыендук, за что ему огромное человеческое спасибо )

Пример цен на мангу в Японии из видео, специально для Лиги Лени:

Сравнение стоимости манги в Японии и в России на 2018-2019 года
Цена на мангу в Японии — целая полка по 100 йен

На скриншоте выше манга по 100 йен. В пересчёте это порядка 59 рублей (по состоянию на 17 мая 2019 года).

Ладно, с ценами разобрались. А что там с ожиданием?

У «Истари Комикс» последний переведённый том у уже упоминаемой мной «Алисизации» — 16-й («Взрыв»). Том вышел на свет ещё 8 августа 2015 года! При этом в «Истари Комикс» до сих пор не перевели не то что 21, но даже 17 том «Алисизации»!

В оправдание могу сказать, что права на ранобэ были выкуплены всего лишь чуть более, чем 2 года назад и возможно, для новых серий тоже нужно договариваться о лицензии — я не знаю о таких нюансах и не могу быть 100% справедливым и беспристрастным.

При этом, если дело не в лицензии, то 2 года и более — достаточный период для создания переводов и издания недостающих томов. Да и зарубежные компании ухитряются сделать перевод в сжатые сроки, даже когда дело касается известных проектов. Но не буду о наболевшем.

Поправка. Хоть я и считаю, что перевод идёт до ужаса медленно, но это не отменяет того, что переводчики делают титанический труд, их стараниями можно и нужно восхищаться!

Негатив вызывает удаление фанатских переводов, дающих хоть какую-то возможность ознакомиться с произведением, что в данном случае выглядит актом бессмысленной цензуры.

По сравнению с аниме, пиратские переводы манги и ранобэ чаще блещут ошибками и неточностями. Кроме того, настоящий ценитель при любом удобном случае купит себе томик-другой любимой манги, а «пиратство» в данном случае вообще не бьёт по индустрии.

Зато действия по цензурированию всего и вся могут оттолкнуть часть аудитории, которая вместо ознакомления с первоисточником и заказа уже лицензированной манги\ранобэ пойдёт читать что-либо другое.

Развивает ли всё вышеперечисленное интерес к манге и ранобэ в России? Помогает ли продажам? Нет!

Те, кто хочет прочитать мангу и не готов её покупать, всё равно прочитают и не купят. Те, кому манга понравилась, будут готовы её купить. Есть исследования, показывающие, как пиратство увеличивает продажи манги, если речь идёт о законченных произведениях.

Тоже самое касается игр и музыки!

Разве вы бы не сходили посмотреть на большом экране любимые аниме, будь они хоть 10 раз доступны в пиратском переводе? Или аниме, которые вы смотрели на дисках, продаваемых из-под полы в подземном переходе?

Лично я бы с радостью сходил, причём даже не один раз!

Таких людей — множество. Пока нет системы, которая позволит быстро и за разумные деньги ознакомиться как с новинками, так и с классикой аниме\манги\ранобэ; пока издательства ведут «непримиримую борьбу с ветряными мельницами», вместо того, чтобы разобраться с корнем проблем, устраняя следствие, не будет каких-либо позитивных итогов.

Будет лишь уход сообщества в подполье, регресс, который никому не нужен и абсолютно лишён смысла. Это лишь одно из глобальных последствий блокировки Shikimori.org.

Вернёмся к началу статьи, к самой блокировке Shikimori. Так ли она правомерна?

Аниме "Шарлотта" было недоступно для просмотра на Shikimori.org до блокировки по решению Мосгорсуда
Шарлотта — аниме, из-за которого заблокировали Shikimori.org

Скриншот сделан задолго до блокировки Shikimori в России. Как видите, на сайте невозможно было посмотреть аниме, за которое форум был заблокирован.

Более того, на Шики плашка блокировки работала перманентно, для всех пользователей без исключения — и тех, кто смотрел аниме из других стран, и тех, кто пользовался VPN либо прокси (по крайней мере, с июля-августа 2018 года, раньше не проверял).

Соответственно, главная претензия — размещение и доступ к аниме «Шарлотта», не имеет под собой весомых оснований. С этим согласен даже суд:

Отсутствие "Шарлотты" на Shikimori суд не отрицает, но всё равно блокирует портал
Суд не обнаружил «пиратское» аниме на сайтах, но всё равно заблокировал Shikimori

Фактически, суд заблокировал Шики даже не за факт нарушения, а скорее за «возможное нарушение». Это можно сравнить с тем, как в неблагополучном районе начали собирать всех жителей и отправлять на зону, мотивируя всё той причиной, что «они же могут совершать преступления».

Или как будто в дом забрался паук, а вместо того, чтобы его поймать и вынести в банке на улицу, вы взяли и сожгли весь квартал.

Другое сравнение — показательные аресты за то, что ты «неправильно думаешь». Добро пожаловать в 1984!

Да, я утрирую; насколько решение мотивировано и оправдано — решать самим владельцам порталов и суду, а не случайному зрителю.

Помимо этого, суд упоминает, что размещалось ещё одно аниме («Твоя апрельская ложь»), которое можно было посмотреть свободно. Данный случай я не проверял, как подтвердить, так и опровергнуть не могу.

Есть и другие спорные моменты. Например, представители REG.RU (хостинг-провайдера для одного из заблокированных сайтов) утверждают, что не получали письменных уведомлений от истца о нарушении его прав:

Не только блокировка Shikimori вызывает вопросы, но и отсутствие письменного предупреждения сайтов\хостингов о нарушениях
Представители REG.RU указывают, что не получали письменных предупреждений, что вызывает дополнительные вопросы к законности блокировки аниме-порталов

Подробности о деле вы можете почитать в текстовом документе, прикреплённом на странице Мосгорсуда, а также в подробной статье на сайте Роскомсвобода.

По сути дела, Шики делал всё тоже самое, что и Рутрекер много лет назад — блокировал аниме по требованию правообладателя в ущерб посетителям (перманентный запрет на просмотр, действующий даже на тех, кто смотрит аниме из Европы — это сильно), рекламировал аниме, лицензированные — минуточку! — «Истари Комикс» и Wakanim, т.е. делал всё, чтобы оставаться в правовом русле.

Последнее стоит отметить отдельно: когда это было выгодно «Истари», реклама размещалась на таких порталах, как Шикимори, была не раз и не два, и даже далеко не один месяц, не вызывая никаких вопросов о «законности» ресурса, через который собирается новая аудитория.

Как только ресурс стал «неудобным» — на него оформили судебный иск. Блистательное решение, не правда ли?

Причём аудитория Шики и других сайтов сделала немалую долю продаж для «Истари». И что в итоге получили? Страйк в спину? Такой подход — возможно, даже без предварительной попытки хоть что-либо согласовать, как следует из слов представителей REG.RU, — выглядит крайне мерзко.

Прошёлся по сети и понял, что «двойные стандарты» уже не раз используются, чтобы карать неугодных. На сайте «Про фандаб» выложено целое расследование на эту тему, состоящее из 3-х частей (часть 1, часть 2, часть 3, добавляю специально для тех, кто ещё не устал читать этот текст).

Почему проблемы с Shikimori и другими сайтами негативно повлияют на всю аниме индустрию в России?

В России не так много крупных аниме сообществ, которые развиваются самими пользователями, переводят новости и пишут отзывы, а не выкладывают очередную порцию картинок из Интернета.

Запрещая развитые проекты, не предлагая ничего взамен, аниме индустрия в России откатывается назад, к временам стихийных анимок и закрытых групп, где каждый перетягивает одеяло на себя.

Репутация порталов с лицензированными аниме, ранобэ и мангой падает, что вызывает лишь новый виток пиратства; в худшем случае может быть сильное падение количества просмотров и уход Ваканим\Кранчролл с рынка (хотя в такое развитие ситуации я не верю).

Вместо объединения во благо общих интересов, будет возникать новая интернет-война, где по-хорошему нет правых и виноватых; от споров в сети никому не станет лучше, это будет бессмысленной тратой времени и сил.

Самый апокалиптический прогноз звучит так:

Негатив и взаимные обвинения помешают набору новых переводчиков и изданию как авторской, так и зарубежной манги в России. Падение просмотров и продаж уменьшит количество новых лицензий и замедлит выпуск манги по существующим. Жёсткий прессинг убавит до нуля количество желающих заниматься субтитрами или озвучкой, соответственно, вместо тысяч томов манги и сотен серий аниме будет переводиться десяток-другой самых популярных, а это повлияет на всех анимешников, вне зависимости от того, «пираты» они или нет.

Но не стоит пугаться. По факту, ничего разрушительного и непоправимого для индустрии не случится, ведь подобные «прогнозы» ничуть не лучше баек про «конец света».

Как заливались «пиратские переводы», так и будут заливаться (пример — перевод телевизионных и стриминговых сериалов, который отсеял часть переводчиков, но большая часть команд не бросила создание субтитров даже несмотря на жёсткий прессинг и постоянные блокировки), будут писаться статьи и новости.

А вот единство, к которому сообщество могло бы прийти, стало ещё более эфемерной фикцией. Конструктивный диалог между правообладателями и зрителями, с пиратской прослойкой посередине, не будет достигнут.

Пока развитие сообщества утыкается в то, что кроме самих ценителей аниме, никто не занимается развитием индустрии, пиратство будет закономерным шагом.

«Итари Комикс» может утверждать обратное, но увы, блокировки и удаление контента, цензура и некрасивое поведение — это однозначно не те кирпичики, из которых складывается то, что можно назвать «сообществом».

Блокировка Shikimori.org и высказывание про это со стороны "Истари Комикс"
Высказывание «Истари Комикс» о причинах блокировки

Разумное будущее у индустрии есть. Но я не уверен, что в этом будущем есть место «Истари Комикс».

Итог блокировок не приблизит «лицензионный век» в России и не несёт никакой положительной информации. У меня всё.

Что ждёт Shikimori.org после блокировки?

Во-первых, на Шикимори пошли дальше Рутрекера: было создано зеркало сайта, на котором возможность просмотра видео была полностью удалена.

На зеркале в полном объёме доступны все имеющиеся ачивки, базы просмотренных аниме, комментарии, отзывы; таким образом, Шики имеет версию сайта, которая полностью соответствует законодательству РФ и подойдёт всем, кто любил сайт в первую очередь из-за форума.

Во-вторых, сайт размещён на зарубежной площадке, поэтому риск разделегирования домена равен нулю, функционированию Shikimori.org ничего не угрожает.

В-третьих, действия Кольчугина выводят Шики из правового русла и разрывают любое сотрудничество с «Истари Комикс». Как следствие, все сериалы, недоступные по причине лицензирования в РФ, будут доступны на основном сайте, что только увеличит аудиторию Shikimori.org.

Об отмене запретов на показ лицензионных аниме упоминает сам администратор портала (Morr):

Реакция Shikimori на блокировку сайта

В-четвёртых, блокировка Шики и крупных аниме сообществ повлияет на тех, кто осуществляет блокировку ресурсов. Репутационные потери снижают уровень доверия, низкий уровень доверия = уменьшение объёма продаж.

В-пятых, недовольные политикой «запретов», всё больше людей будет выкладывать аниме, ранобэ и мангу в открытый доступ. Будет ли это массовым явлением или единичными случаями — вопрос десятый.

Зато можно прогнозировать рост аудитории Shikimori. Как и в случае с VPN, который использовали единицы до начала глобальных блокировок, Шики может словить свою волну хайпа. Да что там, уже словил — статьи на Пикабу, DTF, в блогах и социальных сетях 100% приведут на сайт любопытных.

Не на заблокированный ресурс, так на зеркало, в Telegram или группу Вконтакте. Так сказать, спасибо за пиар. )

О том, что блокировка абсолютно не на что не влияет, а даже помогает развитию проекта, можно говорить на примере Telegram. В октябре 2018 года аудитория мессенджера в России составляла 3,4 миллиона человек, а в апреле 2019 — 10,9 миллиона человек.

То есть активная блокировка мессенджера не только не уменьшила, но и увеличила аудиторию Telegram в 3,2 раза!

Заблокированный много лет назад Рутрекер также прекрасно себя чувствует, как и раньше; мессенджер, на борьбу с которым выделяют миллиарды, по-прежнему на плаву и становится всё более популярным.

Так ответьте мне: есть ли то, чего стоит опасаться Shikimori? Есть ли хоть что-то, что может помешать будущему сайта?

Позвольте, я сам отвечу. Аниме-сообщество, как и все заблокированные ресурсы, не падёт после удара цензуры, станет лучше и интересней, взрастит аудиторию и научится не доверять тем, кто льёт мёд в уши.

Но никто, к сожалению, не отменяет самоцензуры и страха. Самое печальное в этом — лицензионные порталы при всех их потугах заменить «пиратов» не смог. Причём ни в ближайшее время, ни даже в течении следующих 3-5 лет. Слишком велик объём аниме без лицензий и слишком мало профита. Так что нам, обыкновенным зрителям, остаётся страдать или же надеяться на энтузиастов, которым подобные ужасы не помеха.

UPD темы: Shikimori навсегда убирает просмотр аниме онлайн!

Всё сказанное выше будет приемлемо для торрент-трекеров, а также сайтов, которые больше дорожат своей свободой и мнением пользователей, чем детище Morr’а.

Понравилась статья?

Делитесь публикацией с друзьями, пишите комментарии, подписывайтесь в Twitter, Instagram, Viewbug, Facebook, Вконтакте.

Читайте также:

Фотограф, гик, ретушёр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.