Разное

Что такое дрэг-рейсинг? История и необычные факты

Что такое дрэг-рейсинг?

Гоночный заезд на короткую дистанцию, например, на 402 метра (1/4 мили). Как правило, проходит на прямой трассе и делится на категории, зависящие от типа транспорта.

402 метра — это «классическая» дистанция, чаще всего встречающаяся на соревнованиях во всём мире. Тем не менее бывают и другие. Например, заезды на 201 метр, 305 метров или 804 метра.

Категории, они же «классы» или «дисциплины» — метод классификации участников в зависимости от параметров и видов транспорта, скорости машин и опыта водителей.

Дрэг-рейсинг - определение, история и необычные факты
Один из популярных способов формирования категорий в России - разделение водителей на "классы", подтверждаемые скоростью прохождения трассы.

Например, в Золотой Долине, где проводится ежегодный «Приморский драг», спортсмены соревнуются в 6 классах:

  • 1 класс — менее 10 секунд;
  • 2 класс — 10.0 — 11.0 секунд;
  • 3 класс — 11.0 — 12.0 секунд;
  • 4 класс — 12.0 — 13.0 секунд;
  • 5 класс — 13.0 — 14.0 секунд;
  • 6 класс — 14.0 — 15.0 секунд.

Приведённая выше скорость — нормативы на дистанцию 402 метра (1/4 мили).

Нормативы по дрэг-рейсингу (данные за 2020 год)

История дрэг-рейсинга

История дрэг-рейсинга почти такая же длинная, как сама история автомобильного транспорта. За время существования соревнования принимали форму как нелегальных уличных гонок, так и регулируемого автоспорта.

Первые документально зафиксированные упоминания о дрэг-рейсинге приходятся на 1940-е года. Некоторые ранние соревнования проводились на списанных авиационных базах с взлётно-посадочными полосами. За счёт своей протяжённости они становились идеальными площадками для гонок, позволяя выжимать максимально доступную скорость из имеющегося транспорта.

Аналогичная ситуация наблюдается в современной России: после кризиса 90-х годов остались целые заброшенные аэродромы. Некоторые из них используются для дрэг-рейсинга даже в 2022 году, например, на ВПП в Золотой Долине (Лётном гарнизоне) - малокомплектном поселении в Приморском крае.
Соревнование по драг-рейсингу ("Приморский драг"), Золотая Долина, Лётный гарнизон, 2020 год

В 1951 году Уолли Паркс создал Национальную ассоциацию хот-родов (NHRA). Хот-роды и драгстеры использовали в качестве топлива нитрометан. В 1957 году организация запретила его использование, назвав нитрометан небезопасным. Запрет продержался вплоть до 1963 года.

Самостоятельные старты пришли на место толчковых в 1976 году. После выгорания топлива автомобили отталкивались экипажами, пока в 1980 году NHRA не потребовала установки систем заднего хода для участника.
Водителю помогают оттолкать машину назад на соревновании по дрэг-рейсингу

В истории дрэг-рейсинга менялись не только правила и ограничения, но и техника безопасности. Например, с 1969-го по 1970-е года автомобили уже использовали выжигание (шин), но не применяли «водяной бокс».

Вместо этого водители покрывали шины ведущих колёс отбеливателем типа хлора. Это приводило к эффектным вспышкам белого дыма, но сокращало срок службы шин, а также могло привести к повреждению трансмиссии и аварии во время заезда.

В Европу дрэг-рейсинг был завезён американскими войсками во время холодной войны. С 1960-х годов гонки проводились в Западной Германии (ФРГ) на авиабазах Рамштайн и Сембах, а также в Великобритании на различных аэродромах и гоночных трассах.

«Стихийные соревнования» продолжались почти 6 лет, вплоть до открытия первого постоянного дрэг-стрипа на Santa Pod Raceway в 1966 году.

В Новую Зеландию дрэг-рейсинг пришёл в 1960-х годах.

Новозеландская ассоциация хот-родов (NZHRA) санкционировала, как считается, первую встречу по дрэг-рейсингу на угольной шахте открытого типа в Копуку, к югу от Окленда, где-то в 1966 году. В 1973 году первый и единственный специально построенный дрэг-стрип был открыт в Меремере клубом Pukekohe Hot Rod Club. В апреле 1993 года управление было отделено от NZHRA, и была образована Новозеландская ассоциация драг-рейсинга (NZDRA). В 2014 году открылся второй в Новой Зеландии специально построенный драг-стрип — Masterton Motorplex.

Основные современные трассы в Новой Зеландии: Meremere Dragway Inc на Северном острове и Ruapuna (Pegasus Bay Drag Racing Association) на Южном острове.
Типичное фото с соревнования по дрэг-рейсингу

В России дрэг-рейсинг до сих пор выходит из «серой зоны». И этому есть несколько объективных объяснений.

"Форсаж", "Need for Speed", бум фильмов и игр, посвящённых автомобилям и гоночным соревнованиям. Новое увлечение вспыхнуло, как бензин, поддерживаемое топливом медиа, и разожгло фантазию энтузиастов по всему миру.

Но если во многих странах уже существовал прочный фундамент, то в России федерация дрэг-рейсинга появилась лишь в 2002 году, а первые крупные трассы — в 2005-2007 годах.

Пока индустрия не сформировалась, соревнования проводились стихийно и зачастую нелегально. Более того, даже сейчас хватает «лихачей», устраивающих ночные гонки по пустым улицам городов. Их успели невзлюбить все, начиная от обычных жителей и заканчивая ГИБДД, однако, это не имеет никакого отношения к «настоящему драгу».

Но поскольку не все пытаются разобраться в теме, это до сих пор создаёт негативное отношение к гонщикам среди обычных людей.

С 2010 - 2012 годов трасс становится всё больше. На официальные соревнования собираются водители и зрители со всех уголков России!

Что отдельно радует — приезжают даже на локальные соревнования, проходящие в далёкой глубинке. И это круто!

Зачем в дрэг-рейсинге «выжигают» шины?

Слики для дрэг-рейсинга лучше работают при высоких температурах, а «выжигание» шин — это действенный способ их прогреть непосредственно перед гонкой. Кроме того, выжигание позволяет очистить шины от мусора и улучшить сцепление с трассой.

"Выжигание шин" в дрэг-рейсинге для прогрева сликов и улучшения сцепления с трассой

Специальная зона с мокрой поверхностью (так называемый «водный бокс») используется для уменьшения трения в начале выжигания.

Помимо дрэга, «выжигание» (burnout) встречается в других автомобильных соревнованиях, а также является самостоятельным видом развлечений. Его используют как на нелегальных гонках, так и в специализированных конкурсах. Наибольшей популярностью пользуется в Австралии, но встречаются и в других странах, например, в Северной Америке и в России.

Во многих странах "выжигание шин", практикуемое не на специальных трассах, сурово карается по закону. Например, в Новом Южном Уэльсе полиция имеет право конфисковать автомобиль подобного "дорожного лихача" на 3 месяца за первое нарушение.

В марте 2010-го года у британского чемпиона «Формулы-1» Льюиса Хэмильтона конфисковали автомобиль за то, что он якобы совершил выжигание в Мельбурне при выезде с трассы Albert Park Grand-Prix.

Как замеряют заезды в дрэг-рейсинге?

Хотя в организациях могут использоваться разные системы оценок, чаще всего во время соревнований измеряют время реакции, прошедшее время и скорость.

Время реакции - период с момента загорания зелёного света до выезда транспортного средства из зоны контроля или пересечения защитной полосы.

Прошедшее время — время от выезда от стартовой линии до пересечения финишной черты. Скорость измеряется с помощью специальной ловушки, охватывающей последние 20 метров (66 футов) до финишной линии и показывающей среднюю скорость автомобиля на этом расстоянии.

За исключением соревнований, в которых действует правило отрыва, побеждает автомобиль, первым пересёкший финишную линию, и, как следствие, водитель с наименьшим суммарным временем реакции и прошедшим временем заезда.

Поскольку эти параметры измеряются отдельно, водитель с большим временем прохождения дистанции всё ещё может победить, если его преимущество во времени реакции превышает разницу во времени прохождения дистанции (с соперником).

В большинстве соревнований используется традиционная система брекетов, когда проигравший автомобиль и гонщик выбывают из соревнований, а победитель проходит в следующий раунд, пока не будет определен чемпион. В соревнованиях может быть от 16 до 100 и более автомобилей.

Приморский дрэг-рейсинг в Золотой Долине, 2020 год, фотограф Олег Мороз (Tengyart)

Стандратные дистанции в дрэг-рейсинге

  • 402 метра;
  • 201 метр;
  • 305 метров;
  • 804 метра;
  • 1609 метров.

Большие дистанции используются редко, короткие — намного чаще. Во многом это обусловлено возросшими требованиями безопасности.

Есть ещё одно рациональное объяснение: короткие трассы найти намного проще, чем длинные полосы, пригодные для опасных соревнований.

В частности, для классов Top Fuel и Funny Car в NHRA «эталонным расстоянием» для гонок считается 1000 футов (~305 метров). Дистанция в 305 метров также популярна в брекет-рейсинге.

P.S. Хотите делать эффектные фото автоспорта? Смотрите бесплатный урок по съёмке машин на соревнованиях!

Понравилась статья?

Делитесь публикацией с друзьями, пишите комментарии, подписывайтесь на Telegram, Boosty и другие страницы, чтобы первыми видеть всё самое интересное!

Фотограф, гик, ретушёр

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *