Разное

Как из-за General Motors разорились трамвайные компании?

Как из-за General Motors разорились трамвайные компании? Что с ними происходит прямо сейчас?

Сложно это представить, но ещё в начале 20 века в населённых пунктах Америки, где проживало хотя бы 3000 человек, существовала собственная система электрических дорог. Трамвайные пути связывали не только поселения, но и множество городов!

Самый длинный маршрут составлял более 1500 километров, а средняя скорость междугородних составов достигала 130 километров в час!

В таких условиях автомобильным корпорациям было сложно завоевать себе место под солнцем — машины в те года были медлительными дымными чудовищами и стоили непомерно дорого. Не удивительно, что люди предпочитали автомобили трамваям, а личный транспорт был скорее признаком элитарности.

Так как же General Motors удалось всё изменить?

Los Angeles Times, списанные трамваи, отправленные на свалку острова Терминал (Terminal Island),19 марта 1956 года
Источник фото: Los Angeles Times. Списанные трамваи, отправленные на свалку острова Терминал (Terminal Island), снимок сделан 19 марта 1956 года.

Всё произошло благодаря так называемому «Заговору General Motors«, к которому впоследствии присоединились Firestone Tire, Standard Oil of California и Phillips Petroleum. Суть «заговора» была проста — корпорации создавали подставные холдинговые компании, скупали трамвайные линии и ликвидировали их.

В то время не существовало строгого государственного контроля над бизнесом (всё происходило с 1936 по 1950 года), никто не замечал, что трамваи стремительно исчезают. В ход шли даже самые грязные методы: подкуп, шантаж, обман, связи с банками и политиками, компании были готовы пойти на что угодно, чтобы устранить конкурентов!

Трамвай увозят на свалку (из статьи про заговор General Motors).Источник фото: Metro Transportation Library and Archive, 1953 год
Трамвай увозят на свалку. Источник фото: Metro Transportation Library and Archive, 1953 год

Пока правительство спало, медленные и громоздкие автобусы, производителями которых были всё те же General Motosrs и ко, нахрапом вытеснили трамваи.

Следом за неповоротливыми автобусами пришли и иные проблемы: неудобные графики работы, постоянные пробки, приносившие лишь новые дивиденды корпорациям — ведь в качестве альтернативы был только один вариант — приобретение личного транспорта.

Так  продолжалось до 1974 года, в котором советник Сената США Бредфорд Снелл представил изобличающий корпорации доклад вместе со всеми доказательствами, вызвавшими обильные дискуссии и судебный процесс. 

Результат суда был более чем мягок: доказанным сочли лишь заговор с целью покупки автобусов General Motors, тогда как всё остальное к рассмотрению не было принято (возможно, в ход пошли новые взятки?), а штрафы составили и вовсе смешные 5000 долларов для компании и по 1 доллару для всех руководителей.

К тому времени трамваи практически исчезли из городов.

Один из последних трамваев. Скоро его спишут из-за заговора и отправят на свалку. Фото: Alan K Weeks, трамвай на станции Сан-Бернардино, 20 февраля 1949 года
Один из последних трамваев. Скоро его спишут из-за заговора и отправят на свалку. Фото: Alan K Weeks, трамвай на станции Сан-Бернардино, 20 февраля 1949 года

Спустя много лет маятник истории качнулся в другую сторону: в США увеличиваются продажи электромобилей, культивируется переход на возобновляемые источники энергии и трамваи обретают новую жизнь.

Трамвайные компании постепенно встают на ноги, снова появляюсь в больших и малых городах.

До былой славы и распространённости пока очень далеко: процесс восстановления утраченных трамвайных линий начался лишь с 2000-х годов, но уже сейчас можно понять, что трамваи скоро станут повсеместным и весьма востребованным транспортом в Америке.

Например, новые линии построены в Вашингтоне и Детройте, в 2025 году должно завершиться строительство в Нью-Йорке.

Зелёные трамваи можно встретить в Сан-Франциско и Калифорния. Фото: Peter Ehrlcih
Подобные трамваи можно встретить в Сан-Франциско, Калифорния. Фото: Peter Ehrlcih
Красный трамвай в Нью-Орлеане
А вот такого красавца можно увидеть в Нью-Орлеане. Автор фото: Stephen Jessop
Понравилась статья?

Делитесь публикацией с друзьями, пишите комментарии, подписывайтесь на Telegram, Boosty и другие страницы, чтобы первыми видеть всё самое интересное!

P.S. Читайте также о «Языке шипов» Ли Бардуго!

Фотограф, гик, ретушёр

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *