Фотография

Что такое соляризационная кривая в Adobe Photoshop?

Что такое соляризационная кривая в Adobe Photoshop, почему Solar Curve называют Ed’s Curve, зачем её использовать для ретуши и обработки фотографий?

Соляризационная кривая в Adobe Photoshop, также известная под названиями Solar Curve, Ed’s Curve, Ed’S Manning Solar Curve, — разновидность кривой, позволяющей выявить больше дефектов на фото. Изначально «Кривая Эда» или «Кривая Эда Мэннинга» применялась для предпечатной подготовки снимков. Появилась в начале эры цифровой фотографии, когда обработка велась на очень дорогих машинах, например, Quantel Paintbox.

Создание, настройка и обработка фото с помощью соляризационной кривой в Adobe Photoshop. Портрет рыжей девушки с яркими голубыми глазами. Дляретуши использовал Solar Curve.
Соляризационная кривая (Solar Curve) чаще применяется для предпечатной подготовки пейзажей, но её можно использовать и для ретуши портретов.

Что такое Quantel Paintbox?

Quantel Paintbox — это специализированная компьютерная графическая рабочая станция для композинга транслируемого телевизионного видео и работы с графикой. Разработка велась вплоть до 1980 года, первый запуск произошёл в 1981 году и произвёл революцию в сфере цифровой графики! Благодаря этому, а также возможностям постпродакшена, Quantel Paintbox на целое десятилетие (с 1985 по 1995 года) стал «золотым стандартом» как на телевидении, так и среди дизайнеров, фотографов, аниматоров.

HD логотип Quantel Paintbox
Увеличенный логотип Quantel Paintbox. Источник: Википедия.
Стоимость Quantel Paintbox тоже была "золотой" и составляла 150 000 долларов (это эквивалентно 462 457 USD в 2020 году с учётом инфляции). Цена 1 слайда, обработанного и напечатанного в формате 8х10, была не менее впечатляющей - 600 долларов. Как думаете, захотели бы клиенты ещё раз тратить такую сумму, чтобы напечатать снимки, если на них внезапно появятся пятна, грязь, бандинг (полосы, горизонтальные и вертикальные линии) или постеризация? Наверняка нет!

Это могло привести к потере клиентов. В Quantel Paintbox прекрасно понимали, что проблему нужно решить, ведь многие дефекты, незаметные на экране, могут сильно бросаться в глаза после печати. И первое время так и происходило. Решение нашёл один из сотрудников — Эд Мэннинг (Ed Manning), придумавший «соляризационную кривую». Его идея была крайне простой, но эффективной: создать такие настройки для отображения изображений, чтобы все проблемы были сразу заметны. Основным недочётом для печати чаще всего становились не пятна, а полосы на небе или иных областях с плавными цветовыми переходам.

Чтобы проявить артефакты и проблемные участки на фото, Эд Мэннинг создал по-настоящему дикую кривую, которая сильно искажала цвета, но при этом заметно проявляла все неоднородные детали на фото. Например, как на картинке ниже:

Пример воздействия соляризационной кривой (Solar Curve, Ed’s Curves) в Adobe Photoshop на фото при обработке портрета
Пример того, как соляризационная кривая (Solar Curve, Ed’s Curve) воздействует на фото при обработке снимка в Adobe Photoshop.

КНа первый взгляд, для выявления недостатков можно было обойтись иными средствами, которые позволяли видеть фото без искажений. Например, с помощью проверки отдельных каналов изображения. Но даже простая проверка фото по каналам в середине 80-х могла занимать много времени, не всегда демонстрировала очевидные проблемы, поэтому не была столь эффективной.

В то время, когда высококачественная визуализация была возможна только с помощью систем Scitex и Quantel Paintbox, бандинг и постеризацию на фото вместо ретуширования на этапе предпечаной подготовки устраняли "традиционным" способом. Например, чтобы убрать полосы и мелкие артефакты, на снимки различными способами добавляли шум. Вывод файла на экран только для того, чтобы обнаружить проблемы, требовал дорогого оборудования и не был доступен для большинства студий.

Хочу заметить, что этот способ уместно использовать даже сейчас. Однако, вам нужно знать о его минусах!

У добавления шума на фото есть 3 крупных недостатка: это увеличивает зернистость фото, делает его малопригодным для крупноформатной печати, избыток шума "съедает" детали, что сводит преимущество "уменьшения постеризации" к нулю.

Соляризационная кривая (Solar Curve, Ed’s Curve) позволяла избежать добавления шума. И если во времена Quantel Paintbox использовать её было проблематично, то в 2020 году с этой задачей справится даже самый дешёвый ноутбук, которые едва-едва вывозит Adobe Photoshop.

Соляризационная кривая в Adobe Photoshop (Solar Curve, Ed’s Curve). Возможности использования для ретуши и обработки фотографий.

Итак, теперь вы знаете, что такое соляризационная кривая, кто её изобрёл и как она использовалась для предпечатной подготовки изображений. Теперь остаётся разобрать, какие возможности для ретуши и обработки фото это даёт в 2020 году!

Во-первых, как и во времена Эда Мэннинга, соляризационная кривая (Solar Curve, Ed's Curve) позволяет выявить дефекты на фото на этапе предпечатной подготовки. Постеризация, бандинг, пятна, - всё это становится видимым, даже если слегка отличается по цвету. Во-вторых, соляризационная кривая в Adobe Photoshop позволяет не отвлекаться на поиск дефектов, приближая снимок вплоть до 200-300%, ведь благодаря жёсткому воздействию кривой все минусы видны сразу.

Таким образом, главные возможности использования соляризационной кривой для ретуши и обработки фото — это применение для выявления дефектов и самопроверка перед публикацией или печатью снимков.

Как сделать и настроить соляризационную кривую (Solar Curve, Ed’s Curve) в Adobe Photoshop? 2 разновидности кривой Эда Мэннинга (Ed’s Manning Curve).

Чтобы сделать и настроить соляризационную кривую (Solar Curve, Ed’s Curve) в Adobe Photoshop, вам нужно открыть графический редактор, создать новый корректирующий слой «Кривые» и в нём в разделе RGB создать волнообразную кривую с 2 или 3 разнонаправленными вершинами. Если быть точным, больше всего «кривая Эда Мэннинга» (Ed’s Manning Curve) напоминает синусоиду. Пример того, как выглядит соляризационная кривая, вы можете посмотреть на картинке ниже:

Что такое соляризационная кривая (Solar Curve, Ed’s Curve или Ed's Manning Curve) в Adobe Photoshop и как её использовать для ретуши фото?
Соляризационная кривая в Adobe Photoshop или «Кривая Эда Мэннинга» (Solar Curve, Ed’s Curve, Ed’s Manning Curve).

Этот вариант соляризационной кривой рекомендую использовать в большинстве случаев. С одной стороны, это проявит недостатки в светлых и тёмных областях, с другой стороны, позволит сделать «проявку» не слишком жёстко. Если вам нужно посмотреть на незаметные недостатки на фото, лучше использовать вторую разновидность соляризационной кривой, либо совмещать её вместе с первой:

Как сделать и настроить соляризационную кривую (Solar Curve, Ed's Curve) в Adobe Photoshop? Урок ретуши от фотографа Олега Мороза
Соляризационная кривая в Addobe Photoshop, 2 вариант, который пригодится для выявления незаметных недочётов на фото.
Вам не обязательно делать точь-в-точь похожие кривые. Главное запомните принцип - кривая должна иметь волнообразную форму ("синусоидальную"), точки на вершинах кривых должны находиться ровно посередине, чтобы избежать лишних искажений.

В качестве образца для демонстрация возможностей соляризационной кривой опубликую снимок с голубым небом, который сделан на камеру с грязной матрицей. На фоне голубого неба заметны крупные пылинки, пятна и шерсь. Чтобы увидеть мелкие недочёты, фото приходится сильно приближать:

Пример фото с пылью и грязью, возникшей из-за загрязнения матрицы фотоаппарата
Из-за пыли, попавшей на матрицу, на фото появились грязь и пятна.

С первым вариантом Solar Curve пятна станут намного заметнее:

Фото однотонного неба с трубой, луной и с пятнами от пыли и грязи на матрице (фот под воздействием соляризационной кривой)
Соляризационная кривая лучше всего проявляет недостатки на однотонном фоне.

Сравните этот снимок с фото выше. Все пылинки как в тёмных, так и в светлых областях стали заметнее. Если сделать под слоем с кривыми пустой слой или дублировать слой с оригинальным изображением (главное, чтобы слой с кривыми был выше, для ретуши он не нужен), можно будет с помощью восстанавливающей кисти, штампа, D&B, частотного разложения или любого иного удобного для вас способа убрать пыль с фото.

Второй вариант соляризационной кривой позволяет сильнее проявить мелкие недочёты, но при этом некоторые участки кадра могут «потеряться» за появившимися искажениями:

Второй вариант соляризационной кривой (solar curve, Ed's Manning Solar Curve)
Соляризационная кривая (Solar Curve) второго типа лучше всего подойдёт для поиска мелких пятен.

Накладывать 2 кривые поверх друг друга стоит только в крайнем случае. Так вы проявите вообще любые пятна на фото, но так как большая часть снимков и без того не является однородной массой, разобраться в этой «каше» будет непросто.

Кроме того, чтобы не беспокоиться из-за пятен на фото, куда проще вовремя чистить матрицу, оптику, использовать макияж, чистить и разглаживать одежду модели, то есть лучше стараться на этапе подготовки к съёмке. Это сделает процесс ретуши если не быстрее, то уж точно намного приятнее!

Как и чем чистить матрицу, вы можете прочитать в другой статье.

В чём главный минус соляризационной кривой или «Кривой Эда Мэннинга» (Solar Curve, Ed’s Curve, Ed’s Manning Curve) при ретуши фото?

Главный минус соляризационной кривой или «Кривой Эда Мэннинга» (Ed’s Curve, Ed’s Manning Curve) при ретуши фото — это то, что вы не видите, как влияют ваши правки на цвет снимка. Пока кривая активирована, вы работаете только с деталями, поэтому лучше всего применять Solar Curve непосредственно для удаления артефактов, а не для ретуши кожи или изменения светотеневого рисунка.

Второй минус соляризационной кривой - то, что она плохо подходит для портретов или иных других снимков, где слишком много мелких деталей, отличающихся по форме, яркости и контрасту. Например, разнообразных узоров или мелкой листвы, из-за которых будет сложно найти небольшие дефекты. Этот минус актуален только для снимков с множеством деталей. Если на фото преобладают плавные цветовые переходы или крупные элементы, это не будет проблемой для ретушёра!

Почему это может стать проблемой при обработке фото с большим количеством мелких деталей или узоров?

«Кривая Эда Мэннинга» или соляризационная кривая (Ed’s Manning Curve, Solar Curve) будет усиливать контраст фото и сильнее выделять любые неоднородные объекты как в светлых, так и тёмных областях. Большое количество шума, мелкие элементы, — всё это может превратить детали на снимке в кашу!

Соляризационная кривая может стать незаменимым инструментом при поиске небольших дефектов, но во время "базовой ретуши" нужна далеко не всегда. Лучше используйте её на финальном этапе обработки или перед печатью, чтобы перепроверит с помощью "Кривой Эда Мэннинга", не пропустили ли вы что-либо важное.

Несколько примеров фото, обработанных с использованием Solar Curve:

Портрет рыжей девушки на фоне отражателя, фотограф Tengyart
Соляризационная кривая (Solar Curve) полезней всего при поиске крупных дефектов.
Портрет красивой рыжеволосой девушки в жёлтой кофте с яркими голубыми глазами, фотограф Олег Мороз (Tengyart)
Ещё один портрет Ники, при создании которого я искал дефекты с помощью Solar Curve. Соляризационная кривая удобна даже при обработке портретов!

Пожалуй, теперь вы точно знаете, что такое соляризационная кривая (Solar Curve, Ed’s Curve), знаете историю её возникновения и область применения.

Быть может, вам будет интересно, как Quantel Paintbox утратила первенство в сфере цифровой графики? Или причины, почему соляризационная кривая стала использоваться реже и сейчас известна практически одним сотрудникам типографий или среди специалистов телевизионного вещания? Если да, то я сделал для вас небольшой бонус, дополнив статью историей Quantel Paintbox!

До 1995 года Quantel Paintbox оставалась золотым стандартом как среди дизайнеров, так и среди специалистов телевизионного вещания. Аппаратура Quantel была революционной не только благодаря обеспечению «фото без бандинга и постеризации» с помощью соляризационной кривой, но также из-за совмещения рабочей станции с монитором, планшетом, ручкой, клавиатурой и мышью.

Функции вырезания и вставки, ретуши и рисования были интуитивны для графических дизайнеров и иллюстраторов, позволяя им рисовать и создавать графику в электронном виде. Фотографии импортировались в Paintbox камерой, установленной на копировальном стенде. С помощью пера можно было отретушировать фото, нарисовать трафарет (маску) вокруг снимка головы, затем вырезать и наложить его на фон с молниеносной скоростью. Главным ограничением была скудность шрифтов, используемых по умолчанию, поэтому уже в конце 80-х годов для набора и импорта текста использовалась ранняя версия Mac и Adobe Illustrator.

К сожалению, все преимущества Quantel Paintbox нивелировались высокой стоимостью и тем, что для обеспечения работы аппаратуры требовался целый штат инженеров для обслуживания. Но это была не единственная сложность! Поскольку работе с Quantel Paintbox не обучали в учебных заведениях, графическим дизайнерам необходимо было изучать систему прямо на рабочем месте. К тому же, в то время компьютеры практически не использовались для графического дизайна. По мере того, как специалистов становилось больше, как телевизионная графика, так и иллюстрации становились всё более детальными и изощрёнными.

Аппаратный комплекс Paintbox воспринимался даже не столько в качестве ПК, а скорее в формате «электронного карандаша», который для чего только не применяли! Например, для создания музыкальных клипов, рекламных роликов, дизайна для брендов. Простота и скорость работы системы идеально подходили для новостей, поэтому Quantel Paintbox часто использовали при подготовке видео с актуальными трансляциями с места событий.

Затем Quantel выпустил Harry, цифровую нелинейную систему композинга, работающую в режиме реального времени, которая могла действовать совместно с Paintbox. Графические изображения создавались в Paintbox и импортировались в систему Harry, которая могла рендерить только один слой за раз! Тем не менее, это была самая быстрая и высококачественная система тех лет.

После «Гарри» появился «Генри», который ввел многослойный композитинг в режиме реального времени и стал лучшим инструментом для редактирования эффектов и постпродакшена в середине девяностых годов. Стоимость оборудования окупалась за счёт больших рекламных бюджетов, поэтому конкуренция в сфере постпродакшена была высока. Тем не менее, именно это привело к расцвету анимационной графики, которому мы обязаны современной мультипликацией и обилием красивых игровых сцен!

В конце девяностых всё изменилось.

Хотя Adobe Photoshop был выпущен в конце восьмидесятых годов, он не был достаточно быстрым и сложным, чтобы конкурировать с функциональностью и скоростью Paintbox. Кроме того, на ранних компьютерах Mac просто не хватало оперативной памяти или скорости обработки для реализации функции рисования в реальном времени. Но ближе к концу 90-х годов Mac стал быстрее, в Photoshop появились многослойные слои и возможность отмены действий, а также эффекты и возможности, которых не было в Paintbox. Но самым главным преимуществом для дизайна стало появление инструмента работы с текстом, а также загрузки и редактирования готовых шрифтов.

Всё это было явным прорывом Adobe. Соляризационная кривая, используемая для предпечатной подготовки, по прежнему активно применялась, но это уже не требовало привязки к Quantel Paintbox. Окончательную точку с споре «кто лучше» поставила другая программа Adobe — After Effects.

Как только Adobe After Effects появился на сцене, индустрия изменилась навсегда. Когда компьютеры и программное обеспечение стали доступнее, дизайнеры, фотографы и аниматоры начали массово переходить на продукцию Adobe. Этому помогало и то, что в компании никогда не стремились сделать полностью «закрытое сообщество». Мануалы, курсы и программы подготовки позволяли студентам стать специалистами ещё до выхода на работу, что заметно увеличило интерес к ПО со стороны работодателей.

Вместо штата инженеров теперь можно было работать в одиночку. Развитие интернета укрепило позиции Adobe, ведь теперь как компании, так и авторы-одиночки могли обмениваться файлами в любой точке мира. К тому же, это было намного дешевле!

Вместо громоздкой технологии появилось удобное решение, которое помогло сделать порог входа в графический дизайн ниже, заинтересовать много молодых авторов в создании контента, а в итоге привело к тому миру и свободе самовыражения, которые мы наблюдаем прямо сейчас!

Технологии меняются всегда. То, что является "золотым стандартом", может кануть в лету через 10-15 лет. Конечно, необходимость переучиваться под новые реалии горька, тяжела и трудна, но кто знает, насколько удобными могут быть изобретения будущего? Но и это не главное! Вне зависимости от того, какую платформу вы используете, на каком планшете работаете или какую камеру применяете для съёмки, - всё это совершенно не важно. Идеи - вот то, что правит миром. Идеи и творческое видение, которые (пока) не заменить ничем!

В настоящие дни ретушёру не обязательно знать, что такое соляризационная кривая. В распоряжении специалиста есть множество других инструментов, начиная от корректирующего слоя «Порог» и заканчивая быстрым приближением и отдалением любых проблемных участков фото.

Тем не менее, соляризационная кривая (Ed’S Curve, Solar Curve) — незаменимая часть истории фотографии и дизайна, чья судьба по сравнению с компанией-прародителем сложилась куда удачней. Как и десятки лет назад, она может помочь вам обнаружить дефекты фото, подготовить снимок перед печатью или продемонстрировать то, что некоторые «фишки» в ретуши не теряют актуальности как минимум с середины 1980-х годов.

Спасибо за внимание! Пусть соляризационная кривая поможет сделать ваши фото лучше!

Понравилась статья?

Делитесь публикацией с друзьями, пишите комментарии, подписывайтесь в Twitter, Instagram, Unsplash.

Смотрите также:

Фотограф, гик, ретушёр.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.