Фотография

Альберт Кан и 72 000 цветных фотографий 20 века

Альберт Кан собрал потрясающую коллекцию цветных фотографий 20 века — 72 000 кадров из 50 стран мира, от Ирландии до Индии и Китая. Подробности — в этой статье.

Настали удивительные времена: фотографии, доступные в 20 веке немногим избранным, сейчас находятся в открытом доступе и даже не требуют путешествия в другие страны!

Не стали исключением и цветные кадры, сделанные с 1909 по 1931 года благодаря поддержке Альберта Кана — в 2019 году их можно посмотреть как в живую, побывав в одноимённом музее по адресу «Булонь-Бийанкур, Франция, улица дю Порт, 14», так и онлайн, заглянув на сайт с коллекцией снимков.

Посмотреть своими глазами на музей ценителям истории будет интересно — помимо снимков, вокруг расположены 4 гектара садов, спроектированных Альбертом Каном и демонстрирующих элементы различных национальных традиций, переплетённых в прекраснейший узор.

Но сегодня речь идёт не об этом, а о том, сколько Альберт сделал для истории фотографии.

Альберт Кан: коллекционер цветных фотографий 20 века

Альберт Кан, чёрно-белая фотография банкира на балконе, 1914 год
Альберт Кан, банкир, меценат и путешественник. Источник: wikimedia.org

В 1909 году, на заре цветной фотографии, французский банкир и филантроп Альберт Кан решил визуально задокументировать культуру человечества в её лучших проявлениях — лицах, архитектуре, технике.

Глобальной мечте требовалось поистине императорское финансирование: несколько лет Альберт копил средства, продавал ценные бумаги южноафриканских алмазных рудников, не гнушался даже переступать черту закона, продавая незаконные военные облигации японцам.

Собрав средства, Альберт Кан начал собирать команду фотографов, оплачивая их расходы и отправляя в различные уголки планеты. Почти два десятилетия фотографы и этнографы посетили 50 стран мира, включая Ирландию, Индию и Китай, и повсюду между ними, запечатлев в общей сложности порядка 72 000 кадров, из которых большая часть — цветная.

Сам Кан рассматривал проект в качестве «противоядия от национализма и ксенофобии», ведь на фоне того, как народы мира всё чаще вставали друг против друга в братоубийственной войне, а пропаганда обличала соседей в немыслимой грязи, фотографии, демонстрирующие реальную жизнь, были сродни живой воде, способной исцелить даже запущенные раны.

Увы, сам Альберт не до конца придерживался своей философии. и в начале 20 века к его коллекции могли приобщиться лишь исключительные люди, кого сам Кан считал достаточно просвещёнными и влиятельными.

Альберт Кан: начало истории

Когда Германия аннексировала провинцию Эльзас в 1871 году, семья Альберта бежала на запад, пока не перебралась в Париж. Будучи евреями, даже во Франции семья Кана сталкивалась с фанатиками, но молодой Альберт (первоначально называвшийся Авраамом) сумел преодолеть все препятствия и получить высшее образование.

Благодаря своему уму и умению зарабатывать, в не меньшей степени сочетавшимся с удачливостью, Альберт Кан добился успеха и признания среди французской элиты. В его окружении было не столько много «акул бизнеса», сколько неистовых интеллигентов, творцов и гениев, например, скульптор Огюст Роден, философ Анри Бергсон, получивший Нобелевскую премию по литературе в 1927 году.

Дружба с творческой элитой Франции и путешествия в Египет, Вьетнам и Японию изменили представления Кана о том влиянии, какое культура и эстетика могут оказать на мировую политику. Пробудив в сердце веру в силу путешествий и межкультурных связей, способных сплотить народы, Альберт Кан бросил всё своё влияние на объединение мира, в то время, когда Земля балансировала на грани новой войны.

Как первый шаг на пути к цели, Кан учредил стипендию «Вокруг света» в 1989 году. Альберт оплачивал странствия в течение 15 месяцев по всему свету, по тому маршруту, который выбирали сами путешественники. Щедрые выплаты привлекли к меценату пристальное внимание как тех, кто действительно хотел исследовать мир, так и мошенников; впрочем, последних было намного меньше.

В дополнение к стипендии, Альберт создал в своём поместье сад, где сочетались элементы французского, британского и японского садоводства, чтобы, как считал Кан, усилить способность посетителей ценить другие культуры и развить чувство гармонии, взаимопонимания между ними.

Стипендия и сад были первыми шагами. Всё изменилось с появлением автохрома, первого масштабного способа делать цветные фотографии, изобретённого братьями Люмьер в 1903-1904 годах.

Несколькими годами ранее братья Люмьер также запатентовали одну из самых ранних кинокамер, так что их можно считать не только предтечами современной фотографии, но и кинематографа!

С появлением цветных фотографий у Кана появилось то, о чём он давно мечтал — способ показать миру, как на самом деле выглядит культура других стран, во всём многообразии красок и оттенков. Новые технологии стали теми кирпичиками, благодаря чему был построен фундамент проекта Кана — «Архивы планеты» («Archives de la Planète»).

С 1909 по 1939 год команда Кана побывала в 50 странах, включая Турцию, Алжир, Вьетнам (на тот момент это был французский Индокитай), Судан, Монголию и Францию. Коллективная работа насчитывает порядка 72 000 автохромных пластин и более 100 часов видео.

Хотя имена фотографов — Огюст Леон, Стефан Пассет, Маргарита Меспулет, Поль Кастельно, Леон Буси и другие — попали в историю, знамениты не они сами, но их работа, увековечивавшая лица, одежду и привычки народов Земли, живших более века назад.

Кан систематизировал снимки, сопровождая их записями; каждое воскресенье приглашал друзей и учёных на прогулки в усадьбу, чтобы гости насладились красотой садов и посмотреть на его «Архивы планеты».

Несмотря на его идеализм, Альберт Кан показывал фотографии лишь изредка, фактически, только элите французского общества; за его жизнь на фотографии посмотрело всего несколько сотен человек.

С другой стороны, Кан не пытался переиначить мир, нести миссионерскую деятельность и «европейские ценности», как многие из его современников; вместо этого Кан прославлял мир таким, каким он и был.

Состояние Кана рухнуло вместе с мировой экономикой в конце 1920-х годов. К 1931 году деньги на «Архив планеты» закончились. К сожалению, его видение мирного и культурного будущего истончилось вместе с его здоровьем — Кан умер в возрасте 80 лет всего через несколько месяцев после нацистской оккупации Франции.

Однако «Архив планеты» всё ещё живёт! Быть может, дело Альберта Кана и кануло в лету в преддверии Второй мировой войны, но сейчас, в 2019 году, этот как нельзя кстати показывает, что надежда на единство всё ещё жива!

И мир по-прежнему прекрасен в своём многообразии. Пора бы уже землянам прекращать войны и ценить каждую культуру, сплотившись, как эстетически прекрасные узоры в саду Альберта Кана.

Смысл его наследия ясен: не важно, откуда мы, ведь в конечном счёте, не смотря на многообразие народов, мы — лишь часть огромной человеческой семьи. Мы не столь разные, как хочет показать пропаганда, мы не должны кидать косые взгляды на соседей, если хотим сохранить свой дом — планету — в порядке, и хотим побывать где-то за пределами планеты.

И пусть, кроме самого посыла, восстановлено было далеко не всё, более 70 000 автохромных отпечатков удалось спасти, они вновь готовы радовать зрителей, почти так же ярко, как в начале 20 века.

Погрузиться в атмосферу 20 века вы можете на страницах галереи «Архива планеты» по этой ссылке. Приятного просмотра!

Особенности галереи: есть возможность сортировки фотографий по автору, темам (например, «Люди», «Спорт», «Техника», «Окружающая среда»), а также по глобальным разделам («Африка», «Европа», «Америка», «Азия»). Все записи оформлены на французском, но в принципе, для просмотра это не слишком критично. )

Также на сайте представлен удобная карта с метками, где для каждой из стран отмечено, сколько фотографий и где было сделано, более того, карту можно приближать!

Детальная карта всех мест съёмки для "Архива планеты", который вёл Альберт Кан
Альберт Кан вёл записи, благодаря им «Архив планеты» детально систематизирован

Несколько примеров цветных фотографий 20 века из «Архива планеты» Альберта Кана:

Фотография из "Архива планеты" Кана, автор фото - Фредерик Гадмер. На картинке - старик в чалме, фото 1928 года.
Фотограф: Фредерик Гадмер, место съёмки — Кабул, Афганистан, 1928 год. Источник — «Архив планеты» Альберта Кана.
Ваза из категории "арт" в "Архиве планеты" Альберта Кана. Автор фото - Роджер Дюма
Фотография из музея во Франции, сделанная в 1921 году. Автор — Роджер Дюма, источник — музей Альберта Кана, «Архив планеты»
Японский актёр выступает на сцене, автохромная фотография 1912 года. Автор - Стефан Пассет.
Фотограф: Стефан Пассет, автохромный снимок от 30 октября 1912 года. Источник: музей Альберта Кана, «Архив планеты».
Понравилась статья?

Делитесь публикацией с друзьями, пишите комментарии, подписывайтесь на Telegram, Boosty и другие страницы, чтобы первыми видеть всё самое интересное!

Если вы хотите отдохнуть и расслабиться, полюбуйтесь на красивые фотографии с прекрасной рыжей девушкой, а также чудесными зимними пейзажами!

Фотограф, гик, ретушёр

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *