Как создать яркостные маски (luminosity masks) в Adobe Photoshop?
Яркостные маски (luminosity masks) — мощный инструмент в руках фотографа, позволяющий как ускорить обработку снимков, так и сделать её заметно более управляемой, а что самое важное — всё это не требует особых навыков!
Сегодня я расскажу о базовых основах работы с яркостными масками, не углубляясь в теорию. Итак, поехали!
Создание яркостных масок (luminosity masks) в Adobe Photoshop: первые шаги
В самую первую очередь вам необходимо выбрать изображение для последующей обработки.
В моём случае я использовал полуростовой портрет рыжеволосой девушки. Главная причина даже не в том, что я часто работаю с портретами, а скорее в наглядности демонстрации. Для портретов или пейзажей, отснятых в сложных условиях, применение яркостных масок наиболее заметно: разброс по яркости тонов и оттенков, контраст объекта съёмки с фоном, резкие переходы и фактура, — всё это очень хорошо показывает разницу до и после применения яркостных масок.
Использование не ограничено какими-либо жанрами, этот инструмент обработки можно применять абсолютно к любым фото, будь то косплей или свадебная фотосессия!
Совет: лучше всего яркостные маски раскрываются там, где вы бы хотели подчеркнуть отдельные оттенки или области (например, только небо, оттенки в тенях или что-либо подобное); яркостные маски можно использовать не только для получения «нужных цветов», но и для проработки детализации, для ослабления воздействия ретуши; применение ограничено лишь вашей фантазией!
Примечание: все клавиатурные сокращения и пример работы приводится в Adobe Photoshop CC 2018 и операционной системе Windows 10!

Второй шаг — создание яркостных масок.
В зависимости от того, как много ярких, тёмных и средних тонов вы планируете «заключить в маски», столько альфа-каналов и потребуется создать. Также есть чисто физические ограничения — в одних кадрах вы можете сделать хоть 6, хоть 10 яркостных масок одних лишь светлых оттенков, в других светлых областей может практически не быть, и применение каких-либо изменений к ним будет мало чем отличаться.
Перейдите в раздел «Каналы», нажмите сочетание клавиш Shift + Ctrl + Alt и щёлкните левой кнопкой мышки по иконке RGB в списке каналов.

После того, как вы нажмёте на RGB с указанным выше сочетанием клавиш, получите заготовку первой яркостной маски (выделение светлых областей).
После этого нажмите на пиктограмму маски в правом нижнем углу Adobe Photoshop:

После того, как вы нажмёте на пиктограмму, появится дополнительный канал — «Альфа 1». Под таким названием будут создаваться все яркостные маски (luminosity masks); к каждой следующей маске будет добавляться новый порядковый номер (2, 3 и т.д.).
Двойным кликом по маске вы можете задать ей более «человечное» название.
Чтобы создать дополнительные маски (пока ещё светлых оттенков), снова введите сочетание клавиш Shift + Ctrl + Alt, но щёлкните теперь уже на канал «Альфа 1», затем «Альфа 2» и так далее, пока у вас не останется выделенных областей (или пока вы сами не решите, что этого хватит — возможно, вам и 2-х яркостных масок вполне достаточно).
Когда вы создали яркостные маски для светлых оттенков, самое время сделать то же самое для тёмных!
Если вам необходимо сбросить выделение на данном этапе или же позднее, используйте сочетание следующее сочетание клавиш: Ctrl + D. Чтобы выбрать яркостные маски для тёмных областей, нажмите на сочетание клавиш Shift + Ctrl + Alt и пиктограмму RGB.
Как и в случае с яркостными масками для светлых областей, получится аналогичная зона выделения, но нам нужна её «тёмная сторона», так что выделение необходимо инвертировать. Для этого необходимо зажать клавиши Shift + CTRL + I.
Далее всё просто - снова создайте маску (нажав на пиктограмму), после чего в списке каналов появится новый слой (в моём случае - "Альфа 5"). Снова введите сочетание клавиш Shift + Ctrl + Alt + нажмите на появившийся новый слой, что приведёт к созданию новой области выделения.
Нажмите на пиктограмму маски и повторите указанный алгоритм действий N раз, щёлкая по вновь появляющимся слоям и не забывая делать новые маски (например, от "Альфа 5" до "Альфа 8").
Далее необходимо создать яркостные маски для средних тонов. Если вам не нужно капитально переделывать изображение и вы хотели внести небольшие изменения в отдельные светлые, либо тёмные области, то данный шаг вы можете пропустить.
Нажмите на пиктограмму RGB, используя сочетание клавиш Ctrl + A (выделить всю область). После этого используйте Shift + Ctrl + Alt и кликните на первую яркостную маску светлых оттенков (в моём случае это «Альфа 1»). Затем снова зажмите Shift + Ctrl + Alt и кликните на первую яркостную маску светлых оттенков (в моём случае это «Альфа 5»).
Вылезет подобное окно, не пугайтесь, так и должно быть:

Далее нажмите на пиктограмму маски (в данном случае визуально не фотошоп не показывает какое-либо выделение, всё уже готово). Таким же способом повторите с «Альфа 2» — «Альфа 6», и так далее, в зависимости от количества яркостных масок у вас в списке.
Шаг третий — применение яркостных масок
Наиболее простой способ показать, как действуют яркостные маски — продемонстрировать на примере любого корректирующего слоя с маской. Например, создав хардкорную s-образную кривую:

В здравом уме я такие настройки применять точно не буду, но в порядке демонстрации это вполне допустимо.
Нажимаю на окно маски в корректирующем слое «Кривые»:

Перехожу в раздел меню Adobe Photoshop «Изображение», где выбираю «Внешний канал»:

В разделе «Внешний канал» указываю, какой режим наложения будет использоваться (например, я часто применяю «Внешний канал», указывая вместо «Обычного» «Перекрытие» или «Мягкий свет», чтобы усилить воздействие, либо что-либо иное, — всё зависит от конечной цели). Для простого применения яркостных масок нет необходимости назначать какие-либо специфические режимы наложения, лучше делать это уже тогда, когда вы будете лучше работать с масками и 100% представлять последствия своих действий.

Чтобы использовать какую-либо яркостную маску, вместо RGB выберите то, что хотите задействовать (например, я задействовал слой «Альфа 7»).

Ещё помните картинку с применением кривой? После выбора альфа-канала результат кардинально изменился: темнее стали лишь отдельные участки (например, часть окна и волос), а светлые области и вовсе не были затронуты.
Наглядный пример:

Для чего использовать яркостные маски (luminosity masks) в Adobe Photoshop? Общий вывод
Теперь вы знакомы и с тем, как создавать яркостные маски в фотошопе, и с тем, как меняется сила воздействия корректирующих слоёв после их применения. Про использование яркостных масок в обработке я уже бегло говорил, теперь пора затронуть их подробнее.
Как и чем яркостные маски пригодятся при обработке фото?
Во-первых, благодаря им можно расширить динамический диапазон кадра. Например, при объединении нескольких фотографий, используя яркостные маски, вы можете совместить несколько фото как в HDR, так и в красивую пейзажную картинку (вот несколько примеров использования с livejournal).
Во-вторых, позволяют гибко обрабатывать фотографии, разбивая цветокор по оттенкам, яркости, областям в полуавтоматическом режиме, что существенно экономит время. Дорисовать созданную фотошопом маску гораздо проще, чем выделять отдельные области и полутона вручную.
У использования яркостных масок есть один главный недостаток: ресурсоёмкость. Затраты времени на создание, доработку и использование намного увеличивают время обработки фотографий. Поэтому я считаю важным отметить, что использовать их лучше для самых интересных кадров, а не таких простых примеров, как использующийся в этом уроке.
Зато если у вас нет возможность дорабатывать кадры в RAW, то для целей постобработки JPG подобный инструмент — настоящая палочка-выручалочка!
Итоговый вариант обработки:

Понравилась статья? Делитесь публикацией с друзьями, пишите комментарии, подписывайтесь на Telegram, Boosty и другие страницы, чтобы первыми видеть всё самое интересное!
Читайте также:

