Как фотографировать закатные облака? 1 подробная инструкция
Когда за окном буря и шторм, а тучи в лучах уползающего за горизонт солнца сияют багряным, пурпурным и золотым, камера сама собой просится в руки. Достаточно немного приловчиться, чтобы делать шедевры, но будьте готовы к тому, что облака (по сравнению с людьми или пейзажами) — крайне непостоянные объекты для съёмки, поэтому фотографировать надо быстро и обдуманно. Советы и идеи ниже помогут сделать этот процесс легче, даже если вы находитесь в самоизоляции и всё, что остаётся — это снимать небо из окна.
Как фотографировать закатные облака? Инструкция и советы от Tengyart
1. Необходимо определить, какие кадры вы хотите получить и какие объективы для этого понадобятся.
Например, если у вас за окном красивый пейзаж, шикарные архитектурные строения, либо вы живёте в удивительно прекрасных местах, не стоит забывать о широкоугольных объективах. Оптика от 12 до 35 миллиметром позволит вам охватить красивое закатное небо, пейзаж и любые строениях.
Закатное небо не обязательно нужно фотографировать на дорогую камеру с комплектом топовых объективов! Даже дешёвый кроп древнее 2011-2010 годов прекрасно справляется со съёмкой, мануальная оптика за небольшую цену может выдавать результат на уровне объективов из L-серии Canon.
Это не значит, что со старой техникой вам будет проще в сложных условиях или что вы будете получать фото одинакового качества (продвинутая техника и современная оптика дадут большую пластичность цвета, детализацию, меньше аберраций), но если честно, для съёмки и публикации в сети по глаза хватит даже бюджетных фотоаппаратов!
Если у вас нет под рукой подходящих «пейзажных» стёкол, вы можете использовать для этих целей телефон. В 2020 году хватает доступных по цене фотосмартфонов, начиная от 8000 — 10 000 рублей. Лично я использую Realme XT, получивший недавно Android 10, стоящий в апреле от 10-12к на вторичном рынке и порядка 17 000 в магазинах. В условиях, когда хватает освещения, возможностей смартфона достаточно, чтобы получить красивые снимки.
В сумрачную погоду смартфон уже не так хорошо справляется (пример — фото выше). Фотосмартфоны, отличающиеся в лучшую сторону за счёт возможностей съёмки, стабилизации и дополнительных настроек, позволяют «выжать» из техники больше возможностей, но помните, что «делает шедевры» всё-таки человек, а не камера! Как я уже писал выше, чтобы красиво фотографировать закатные облака, достаточно бюджетной техники!
Если вы находитесь в условиях самоизоляции, у вас нет красивых видов за окном, в кадр то и дело попадает соседское бельё или обшарпанные стены, то куда практичней снимать на портретную оптику или телеобъективы. Например, на линзы с ЭФР 85-300 миллиметров.
Чем больше значение, тем сильнее вы «обрежете» картинку, приблизив лишь какой-то отдельный участок неба. Это подразумевает, что вы сможете красиво сфотографировать либо ряд облаков на небе, либо какое-то одно красивое облачко. Всё зависит от того, какой объектив вы используете для съёмки!
По своему опыту могу сказать, что фокусные свыше 300 миллиметров для съёмки красивого вечернего неба практически бесполезны, за исключением тех случаев, когда на небе есть лишь небольшой участок, где видны шикарные закатные облака. Поэтому я использую объективы Canon 85mm f/1.8 и Canon 135mm f/2L, которые захватывают много пространства в кадре и создают объёмную "кинематографическую" картинку.
2. Используйте штатив, даже если фотографируете закатные облака на подоконнике или балконе.
Как я уже писал в статье о съёмке в снегопад, штатив — главный помощник фотографа на фотосессии, а в условиях переменной облачности и вовсе самый незаменимый инструмент!
Штатив позволяет снимать на длинной выдержке при таких условиях, которые при обычной фотосъёмке неизбежно приводят к микросмазам. Кроме того, вы можете поставить штатив на подоконник и настроить коленца треноги так, чтобы камера устойчиво на нём держалась. Таким образом, вам не нужно будет загибаться в непонятной позе на небольшой поверхности, чтобы поднять камеру повыше.
В большинстве случаев вам не нужно поднимать штатив до потолка, чтобы получить красивые закатные облака в кадре, скорее понадобится повернуть камеру в нужную сторону (вверх, влево-вправо, в зависимости от того, куда вы целитесь).
3. Снимайте в RAW.
Возможности современных камер позволяют получать шикарные снимки в JPEG, практически не прибегая к редактированию фотографий. Тем не менее, съёмка в RAW позволяет получить больше преимуществ при постобработке.
Основные преимущества, которые вы получите, если будете снимать закатные облака в RAW:
- Гибкая настройка цвета. Вы можете сильнее изменить цвет и тон в редакторе, чем при работе с «камерным JPEG»;
- Больше возможностей настройки резкости, шумоподавления;
- Вы можете изменить экспозицию, вытянуть детали или приглушить цвета, даже не ухудшив снимок при этом. Сильно вытянуть детали из JPEG тоже можно, но такой пластичности цвета и фона вы уже не получите.
Главный минус съёмки в RAW только один — время, которое вы потратите на обработку фотографий. Для начинающих может показаться сложным получение красивых оттенков, аналогичным камерному JPEG, но на самом деле, большая часть современных фоторедакторов позволяет получать такие же снимки либо сразу (Capture One), либо с небольшими манипуляциями. По-моему, это стоит затраченного времени!
Если вас это не устраивает, вы знаете, какой цвет хотите получить, но не хотите тратить на RAW время, всегда можно настроить цветовые профили в камере, чтобы добиться "плёночных оттенков" или иным образом подогнать гамму под ваш вкус. Это не занимает много времени, но подробно я расскажу об этом как-нибудь в другой раз. )
4. Не бойтесь прикрывать диафрагму, когда снимаете закатные облака.
Ничего страшного не случится, если вы будете снимать на полностью открытой диафрагме, но если вы хотите запечатлеть не отдельное облако, а целую группу, то они могут быть сильно размытыми. Вместо этого воспользуйтесь предыдущим советом, установите камеру на штатив и прикройте диафрагму до f/3.5-f/11 (в зависимости от того, какую картинку вы хотите получить).
Для съёмки облаков обычно хватает средних значений, тем не менее, «универсального рецепта» не существует, поэтому ориентируйтесь на свои визуальные предпочтения и особенности сцены. Если вы одновременно фотографируете пейзаж за окном и облака, лучше всего прикрывать диафрагму сильнее (f/7.1-f/9), но не выше дифракционного предела связки камеры + объектив.
Если небо заметно ярче земли — снимайте серию кадров с брекетингом, впоследствии объединяя снимки, либо используйте HDR\HDR+, если ваша камера нормально вывозит съёмку RAW в этом режиме.
5. Можете уменьшить выдержку, а не поднимать ISO, если хотите получить яркую картинку с минимумом шумов.
Вместо того, чтобы задирать ISO до небес и бороться с шумами во время постобработки, сделайте выдержку длиннее. Если погода безветренная, а закатные облака практически неподвижно висят на небе, снимать можно и на 1\30, и на 1\60. Если тучи стремительно уносятся за край горизонта, то снимать на длинной выдержке не рекомендую, так как вместо чётких границ облаков вы получите движущееся месиво.
Совет "уменьшать выдержку" используйте в зависимости от ситуации, приближая кадр на 100% и просматривая фото, проверяя на наличие смазов. Лично я обычно использую выдержку от 10 до 100 секунды.
Так как облака в кадре могут и без того выглядеть мягкой аморфной массой без чётких граней, небольшая нерезкость не является проблемой. Особенно в том случае, если вы планируете использовать снимки только в сети Интернет! Если же вы планируете печатать фотографии, рекомендую обращать больше внимания на качество снимков, всё просто.
По этой причине я рекомендую не завышать ISO. Стоки и фотомагазины не будут рады слишком шумным фотографиям, поэтому чем меньше брака — тем больше профита вы получите. Но это касается только продажи снимков на сторонних сайтов, при съёмке для себя, творческих экспериментов или прямых продаж это значения не имеет! По крайней мере, пока ваши клиенты придерживаются такого же мнения)
6. Если вы не можете фотографировать облака из квартиры или выйти на улицу, обрабатывайте фото с бесплатных фотостоков.
Если у вас нет возможности фотографировать закатные облака, для начала вы можете использовать снимки со свободной или частично свободной лицензией, чтобы попрактиковаться в постобработке. Вне зависимости от того, снимаете вы в RAW или нет, есть немалая доля вероятности, что вы будете редактировать снимки в Adobe Photoshop.
Как минимум, это будет полезный опыт, который поможет понять, как именно обрабатывать закатные облака.
Один из самых известных стоков с бесплатными фотографиями, которые можно использовать в творческих целях, не предупреждая и не отмечая авторов: Unsplash. Вы можете поискать закатные облака там, но не забывайте, что у стока есть ограничения в области коммерческого использования фотографий. В частности, нельзя продавать снимки без существенного изменения (обыкновенной обрезки и лёгкой цветокоррекции не хватит).
Для блогов, персональных сайтов и соцсетей ограничений на использование фотографий практически нет. Больше информации об Unsplash читайте здесь, о личном опыте использования — по этой ссылке.
Надеюсь, теперь вы знаете чуть больше о том, как фотографировать закатные облака! Всего вам самого наилучшего и побольше крутых экспериментов)
Понравилась статья? Делитесь публикацией с друзьями, пишите комментарии, подписывайтесь на Telegram, Boosty и другие страницы, чтобы первыми видеть всё самое интересное!