Как научиться красиво фотографировать пейзажи? 11 советов
Как научиться красиво фотографировать пейзажи, чтобы получать эффектные, чистые и интересные снимки? 11 советов
Как научиться красиво фотографировать пейзажи? Вступление
Поделюсь с вами своими мыслями о фотографии. Если вам это не интересно, листайте вниз до второго подпункта, выделенного жирным шрифтом.
Пейзажная фотография очень популярна, но это ни капли не удивляет: красивые ландшафты попадаются везде и всюду, начиная от засушливых пустынь и заканчивая поросшей мхом чащобой у загородного дома. Не важно, снимаете ли вы панораму, захватывающую всю обозримую линию горизонта, либо фотографируете крохотный участок скал с морской пеной, — всё это способно одинаково удивлять и вдохновлять.
Пейзажная фотосъёмка доступна как профессионалам, так и новичкам; даже имея лишь смартфон, вы уже можете получать качественные снимки!
Хорошая техника, как и элементарный обвес для удобства съёмки, желательны, но и без них в 70% сюжетов можно обойтись. Хотя лучше всё-таки не пренебрегать штативом или стабилизатором, которые сделают съёмку лучше что при съёмке при помощи камеры, что при работе с мобильным телефоном. Но об этом — потом.
Самая главная мысль в другом: по сравнению с другими направлениями фотографии, пейзажной съёмкой сравнительно "легко" овладеть. Ваша "модель" не устаёт, не испытывает эмоции или уносится прочь, лишь завидев камеру. При должном ракурсе, пейзажи шикарны как при ярком дневном свете, так и в золотой час, что даёт намного больше возможностей для съёмки, чем в случае портретной или свадебной фотосессии.
Подводные камни есть всегда. Пейзажная фотосъёмка, при всей своей кажущейся простоте, в дальнейшем будет отнимать не меньше ресурсов, чем любое другое направление фотографии. К тому же, если вы хотите фотографировать не только ближайшие локации, но и известные места, то здесь придётся потратиться намного больше, чем даже при обучении съёмке в студии!
Я выбрал для вас 11 советов, которые помогут сделать пейзажную съёмку если и не легче, то продуктивней и интересней - наверняка!
Как научиться красиво фотографировать пейзажи? 11 советов
1. Фотографируйте на закате и рассвете.
Этот совет — самый простой, каким только можно поделиться с новичками. В этот момент, как и в «золотой час» после рассвета, проще всего получить яркие и чистые цвета. Мягкое освещение гарантирует отсутствие жёстких теней, полутона, тени и света пестрят оттенками, что позволяет получить красивый фон даже при съёмке посредственных локаций.
Самая главная сложность - заметные переходы между тенями и освещёнными областями. Небо, особенно в районе закатного солнца, может быть на 2-4 ступени ярче, чем земля, и при попытке "уровнять" их всё, что ниже линии горизонта, может превратиться в сплошное чёрное месиво.
Иногда это актуально, например, если вы фотографируете городской ландшафт и у вас достаточно сильной подсветки на каком-либо небоскрёбе, либо если хотите показать силуэт на фоне гор и неба. В других случаях лучше снимать в формате HDR, совмещая либо внутри камеры, либо при постобработке небо и землю отдельно. Или же работать с немного недо- или переэкспонированными изображениями, «вытягивая» детали и тона в программах для постобработки.
Лично я рекомендую сочетать Capture One и Adobe Photoshop для достижения наилучших результатов. Полагаться на обработку 100% тоже не стоит, залог успешного кадра - то, как вы работаете в полевых условиях.
2. Установите правильный баланс белого.
Современные фотоаппараты имеют различные настройки баланса белого, включая автоматическую (AWB). Даже автоматическая настройка может поддерживать приоритет тёплых или холодных тонов, как в 5D Mark 4, а ручная настройка ББ и вовсе открывает неограниченные возможности для экспериментов.
В 90% сцен AWB справляется с восприятием оттенков наилучшим образом, но в условиях со сложным освещением (например, при съёмке после заката), автоматический баланс белого может делать цвета менее яркими, чем есть на самом деле. Изменить это можно установкой ББ в режим «дневной свет» («день», «дневное освещение» для разных типов камер), либо настройкой ББ вручную, настраивая цветовую температуру по шкале Кельвина до получения достаточной «теплоты» в кадре.
Использование ББ в режиме «дневного света» во-первых, более контролируемо и одинаково отображается в различных конвертерах (при охвате выше 8 000K в том же Lightroom может устанавливаться приближённое значение, например, 6500K, что уже будет отображаться совсем иначе), во-вторых, закатные кадры получатся намного более сочными и выразительными.
Дополнительный способ установить ББ, который позволит добиться большего при постобработке, - использовать карту серого, белого, чёрного. При неимении карты серого воспользуйтесь любыми материалами однотонных цветов, максимально близких к чёрному, белому или серому. По ним вы можете установить баланс белого в один клик и скорректировать оттенки в сторону большего реализма.
3. Использовать формат RAW.
Использование «сырых» фотографий в формате RAW позволяет вытягивать детали из теней и ярких областей существенно лучше, чем из JPEG. Кроме того, это позволяет действительно точно установить баланс белого по карте серого или же подкорректировать оттенки вручную, передвигая ползунки в том же Capture One или Adobe Camera Raw.
Используете ли вы тонировки или предпочитаете реализм, формат RAW в любом случае позволит улучшить ваши пейзажные фотографии!
4. Преодолейте ограничения динамического диапазона.
Как я уже писал в самом начале статьи, съёмка в «пограничное» время, т.е. на закате или на рассвете, отличается заметно большей яркостью неба. Действительно, не имея дополнительного оборудования, предложенные мною способы — «вытягивание» фото из недо- или переэкспонированных кадров, или сшивание пейзажа из 2-3 и более кадров, где на каждом из снимков нормально что-то одно (небо, земля, линия горизонта), — оптимальны и сильно экономят время фотографа.
Если у вас есть запас средств, можно использовать другие способы, которые позволят фотографировать пейзажи красиво в один кадр, не прибегая к подобным ухищрениям.
5) Используйте фильтры нейтральной плотности (так называемые ND фильтры) или градиентные ND фильтры.
Первые позволяют снимать, заметно увеличив время выдержки или же снимать на открытой диафрагме ярким солнечным днём, позволяя затемнить пейзаж в целом. Вторые позволяют затемнить какой-то отдельный участок, например, небо, выравнивая таким образом яркость ландшафта и облаков.
Брекетинг по экспозиции (съёмка с одной точки, но с разными настройками выдержки) с постобработкой по-прежнему будет давать лучшие результаты, но применение ND фильтров существенно экономит время на обработку, так как вам не понадобится сшивать много кадров для получения отличного снимка!
6. Используйте поляризационные фильтры
Помимо ND-фильтров, для получения лучшего результата лучше использовать поляризационные фильтры. Они не увеличивают время экспозиции и практически не влияют на яркость кадра (с небольшими оговорками).
Поляризационные фильтры или «полярики» позволяют фильтровать прямые отражения солнечных лучей, попадающих в объектив под определёнными углами. Переводя это на обычную человеческую речь, вы можете «отсечь» лишние блики на море, стекле, камне. Помимо этого, поляризационный фильтр улучшает общий цвет кадра, усиливая насыщенность и сглаживая паразитные оттенки.
Поляризационные фильтры следует использовать с осторожностью на широкоугольных объективах. Под определёнными углами к солнцу может возникать значительный перепад яркости по краям кадра (затемнение, очень сильное виньетирование).
Если использовать для съёмки телеобъектив, подобная «виньетка» либо полностью не будет заметна, либо будет лишь слегка проявляться. Если телеобъектив не даст необходимой картинки, попробуйте поменять угол, вращая кольцо поляризационного фильтра или поменяв ракурс камеры, если фильтр не поворотный.
Можно сочетать ND и поляризационный фильтры, но помните, что чем больше всего вы накрутите на объектив, тем сильнее это повлияет на яркость, цвет, а возможно, что и на появление каких-либо дополнительных эффектов, которые могут быть далеко не самыми приятными с точки зрения фотографа.
7. Используйте штатив.
Как и само условие, что лучше всего снимать на закате и рассвете, съёмка со штатива — определённо то, что знает любой новичок. А если не знает, то это обязательно нужно рассказать!
Тем не менее необходимость съёмки со штатива преувеличена. Если вы снимаете на f8-f9, вокруг безветренная погода, а выдержка короче 1\400 — 1\640, микросмазов на кадре наверняка не будет, как и какой-то ощутимой потери детализации.
Другое дело - съёмка с недостаточным освещением, когда выдержка может доходить до неприлично длинных значений. даже если ваша камера или оптика оснащены стабилизатором, лучше полагаться не на них, а на штатив, который к тому же позволит не беспокоиться о сшивании кадров, так как вы гарантированно будете снимать с одной точки.
Каждый закат и рассвет по-своему оптимален, поэтому здесь я не могу давать конкретных советов по настройке. Главное, что могу сказать: если значение выдержки равно или длиннее 1\30 или 1\на фокусную величину вашего объектива (например, у 200-миллиметрового объектива это 1\200, а у 30 миллиметров — 1\30), обязательно используйте штатив при съёмке.
Если выдержка будет длиннее, большая часть кадров будет смазанной, «плыть» в мелкой детализации, кроме того, это банально неудобно.
Также стоит помнить про то, что трава и листва будут смазываться при сильном ветре, как и быстро бегущие облака, потоки воды и т.п.
8. Используйте длинную выдержку, чтобы обозначить движение
Есть случаи, когда долгая экспозиция играет на руку фотографа. Например, при съёмке воды или тумана в движении, создающих в итоге красивую взвесь на фоне скал. При этом съёмка движущейся воды вовсе не всегда требует длинной выдержки по умолчанию!
Например, если вы фотографируете водопад, даже относительно "короткие" выдержки (до 1 - 10 секунды) способны передавать движение, что порой будет даже лучше смотреться в кадре, чем "молочная река", полученная на выдержке 1 секунды. Но это чистая вкусовщина, поэтому экспериментируйте и ищите оптимальное время экспозиции для каждой снимаемой сцены.
Небольшой совет.
Наиболее важным параметром камеры при съемке на длительной выдержке, как и при съёмке любых объектов в движении, является скорость затвора. В первую очередь регулируйте скорость срабатывания затвора (собственно, выдержку), а после уже корректируйте ISO и диафрагму.
Оптимальные настройки для камеры: диафрагма от f3.5 до f16, ISO — 50\100, время экспозиции — 1\4 секунды или дольше. Баланс белого установите в зависимости от сцены (дневной свет, ручной ББ с установкой цветовой температуры).
Указанные значения диафрагмы - умозрительные величины. Диафрагму следует корректировать в зависимости от того, насколько размытым или резким вы хотите получить фон и насколько ваш объектив отделяет объект от задника. При этом не забывайте про дифракционный предел вашей связки камера + объектив, выше которого детализация кадра может сильно проседать. Поэтому предельное значение диафрагмы может быть не f16, а f7.1 или f9, это нужно выяснять индивидуально.
С одной стороны, если вы не планируете печатать фотографии в крупном формате и публикуете кадры только в Instagram, подобная предосторожность кажется излишней. Но если вы хоть немного страдаете перфекционизмом, то советую чуть глубже изучить матчасть.
При съёмке на длинной выдержке нужно учесть несколько особенностей.
Во-первых, необходимо сфокусироваться на важном для вас объекте съёмки и переключиться в ручной режим. Снимать при этом необходимо со штатива, чтобы избежать изменения точки фокуса.
Таким образом, даже если вы ошиблись с настройками, вам точно не понадобится искать нужный ракурс заново, как и заново целиться в какую-либо точку пейзажа. При этом, если вы хотите фотографировать с разных ракурсов, а диафрагма прикрыта настолько, что фокус находится буквально везде в кадре, то переключаться в режим ручной фокусировки не обязательно.
Во-вторых, снимать лучше при помощи дистанционного управления.
Не важно, будет ли это серийная съёмка с автоматическим спуском по запрограммированному движению или звуку, управление по Wi-Fi при помощи смартфона или классический пульт дистанционного управления, — важно лишь то, что вы не держите камеру в руках и не создаёте излишних колебаний.
Даже небольшая тряска камеры может вызвать смазывание изображения.
В-третьих, если у вас нет возможности снимать при помощи дистанционного управления, установите таймер от 3-5 до 10 секунд, нажмите на спуск и отойдите от камеры.
Таким образом, вы избежите тряски камеры, по крайней мере, вызываемой вашими неосторожными движениями.
В-четвёртых, камера должна быть крепко зафиксирована.
Даже если вы никак не трогаете камеру, если штатив некрепко зафиксирован на скале или земле, он может вздрагивать от любого порыва ветра. При съёмке на короткой выдержке это крайне редко приведёт к смазам, но для длинной выдержки это 100% гарантия появления неудачных кадров. То же самое касается и камеры: если она неплотно закручена и свободно болтается на штативе, то даже лёгкий ветер будет ощутимой помехой.
Соответственно, в шторм и непогоду лучше или вовсе не снимать на длинной выдержке, или обеспечить надёжное крепление для камеры и штатива. И не только из-за вибрации, приводящей к смазам, но и для того, чтобы ваша техника выжила, а не разбилась о скалы, перевёрнутая резким порывом ветра!
В-пятых, в зависимости от того, что именно вы хотите запечатлеть, время экспозиции может сильно отличаться.
Например, для ревущего потока или водопада вполне хватает выдержки, равной 1\4 секунды, чтобы получить великолепную картинку. Для медленно текущего ручья или тумана над озером может понадобиться значительно больше времени, порой даже больше 2-4 секунд.
9. Используйте как широкоугольные объективы, так и телеобъективы
Широкоугольные объективы (35мм, 24мм, 18мм или шире) позволяют охватить больше, снимать ближе и на меньшей выдержке (даже без штатива!), чем стандартные и портретные объективы (50, 60, 85, 100мм).
Главный бонус для пейзажного фотографа заключается не в этом: широкоугольная оптика оптимально подходит для съёмки природы, вам не нужно убегать за 100500 метров от красивого дерева или склона горы, а всё, что вы наблюдаете своими глазами, гарантированно попадает в кадр.
При этом лично я считаю, что «ненужных» фокусных для красивой съёмки пейзажей нет. И 50 миллиметров пригодится, и 100, главное — уметь их применять вовремя.
Чем будут полезны телеобъективы для пейзажной фотосъёмки?
Телеобъективы или «телевики» позволяют взять отдельные объекты пейзажа крупным планом. Красивый склон горы, одиноко стоящее дерево посреди поля, волны, плещущие у скал, или же риф, пробивающийся сквозь синеву моря. При этом вам не понадобится приближаться к объекту съёмки — оптика всё сделает за вас.
Если преимущество широкоугольной оптики - возможность не отходить далеко, чтобы запечатлеть пейзаж полностью, то телевик даёт возможность не подходить ближе, зачастую теряя интересный ракурс. Кроме того, телеобъективы позволяют сильнее отделять объект от фона даже на диафрагме f5.6 - f7.1.
10. Ищите необычные ракурсы съёмки.
Порой даже с самых прекрасных мест как туристы, так и фотографы делают абсолютно идентичные кадры, тогда как достаточно поднять глаза вверх или опустить вниз, чтобы заметить интересную площадку у моря, ветку дерева, с которой удобно снимать прибрежные скалы. И ваш результат будет намного интересней для зрителя, чем красивый снимок, сделанный с чертовски привычного ракурса.
Это не значит, что надо бросать всё и снимать не так, как все остальные, 100% свободного времени. Эксперименты позволяют отточить видение фотографа, примечать необычное даже в привычных местах, открывают новые пути для самовыражения, но не более того.
11. Используйте и нарушайте правила съёмки.
Правило третей? Золотое сечение? Фрейминг? А может, «голландский угол«?
Вы можете использовать что угодно для получения лучшего результата в пейзажной фотосессии. Есть правила, которые позволяют улучшить восприятие кадра — например, держать линию горизонта ровной. Чтобы выровнять камеру относительно горизонта, можно использовать акселерометр, который в большей части современных камер встроен по умолчанию. Например, в Canon акселерометр можно вывести на экран несколькими нажатиями кнопки «Info».
То же самое относится к правилу третей — где вам достаточно установить линии третей у тех объектов и деталей вашего пейзажа, к которым вы хотите привлечь больше внимания.
Подобных "правил" существует огромное количество. Вы сами можете поискать их, воспользовавшись поиском в Google. Я же хочу рассказать о другом: нарушение правил и съёмка так, как вам нравится, даёт не менее, а порой и более интересный результат!
На один из приёмов («голландский угол») даже оставил ссылку в начале 9 совета. Для большей части обычных кадров «косая линия горизонта» вызывает нервный тик у «обычного пейзажного фотографа». Однако если это позволяет выразительно показать пропасть под ногами, или же какие-то скалы\деревья, то снимать «косо» куда практичней, чем ориентироваться на линию горизонта.
Особенно в том случае, если её вообще не видно в кадре!
Все правила, начиная от того, как выставлять выдержку, как целиться, что надо и не надо делать, бесспорно, написаны с учётом опыта тысяч фотографов. Но они ни капли не говорят о том, как нужно снимать прямо сейчас именно вам!
Снимайте по правилам. Нарушайте правила. Делайте, что хотите, полагаясь на свой вкус и своё видение. И это, пожалуй, самый главный совет, которым я бы хотел с вами поделиться!
Понравилась статья? Делитесь публикацией с друзьями, пишите комментарии, подписывайтесь на Telegram, Boosty и другие страницы, чтобы первыми видеть всё самое интересное!
2 комментария
Иван
Какие шикарные фотографии! И советы дельные, попробую применить на практике. Спасибо!
Tengyart
Это вам спасибо! Был рад помочь)